Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему лучше не менять команду

Статс Бредли , Хакман Роберт

Пару лет назад одному из нас довелось познакомиться с хирургом-ортопедом, у которого была репутация Генри Форда коленных протезов. Большинство хирургов проводят операцию по замене чашечки за час или два, а этот виртуоз — за 20 минут. В среднем за год он делает 550 подобных операций — в 2,5 раза больше, чем самый продуктивный из коллег. У его пациентов результаты лучше, а осложнения бывают реже. За 30 лет он выработал массу приемов, всегда использует протезы одной фирмы и предпочитает эпидуральную анестезию. Есть и еще один важный фактор скорости его работы: он работает с одними и теми же хирургическими бригадами, с некоторыми медсестрами — уже по 18 лет. Две его команды работают параллельно, а он переходит из операционной в операционную. Как считает наш герой, достичь подобной производительности ему помог именно неизменный состав бригад.

Интуитивно руководители понимают, что степень «притертости» членов команды друг к другу отражается на общей работе, и все же, посвятив семь лет изучению этого феномена — в корпорациях, медучреждениях и консалтинговых компаниях, — мы выяснили, что большинство из них недооценивает значимость этого фактора, особенно в наши дни, когда группы без конца создают, перетасовывают, распускают и создают заново.

Редко в какой компаний систематически отслеживают, кто, с кем, сколько прорабо­тал. Многие руководители намеренно без конца перетасовывают группы в надежде встряхнуть людей и увеличить приток новых идей. Долгому существованию коллективов мешают соображения экономии или карьерного продвижения, переезд на новое место и корпоративная политика. Но если вы, несмотря на все это, будете поддерживать постоянные составы, ваша организация будет только в выигрыше.

Используем «кривую обучения»

Профессор психологии Гарвардского университета Ричард Хэкман, изучая поведение летных экипажей, установил, что овладение мастерством у команды, как и отдельного человека, можно изобразить кривой, отмечая рост производительности и качества, по мере того как члены команды узнают друг друга. Группа исследователей, изучавшая профессиональные баскетбольные команды, пришла к выводу, что качество игры зависит от того, как долго игроки выступали вместе (см. врезку «Осторожно: незнакомец!»). Мы же хотели выяснить, в какой степени сплоченность команды влияет на результат, особенно там, где работа строится по проектному принципу и состав групп нередко меняется.

Для исследования, которое мы проводили с профессором Оксфорда Дэвидом Аптоном, была выбрана индийская софтверная фирма Wipro. Мы проанализировали 1004 проекта, в которых были заняты 11 376 сотрудников, и по их личным делам выясняли, кто, с кем и как долго работал. Затем мы оценили результаты работы групп по критериям: количество ошибок в программах, соблюдение бюджета и сроков. Степень знакомства членов команды между собой мы оценивали следующим образом: сначала подсчитывали, сколько раз за предшествующие 3 года каждый из сотрудников работал с кем-то из своих нынешних коллег, а затем учитывали в расчетах численность команды. Выяснилось, что, если сработанность команды выше на 50%, ошибок меньше на 19%, а среднее отклонение от бюджета — на 30%. Оказалось, что успех работы команды лучше коррелирует со степенью знакомства ее членов друг с другом, чем с опытом или заслугами руководителя. В другом исследовании мы выяснили, как сотрудники Wipro справляются в обстоятельствах, когда у членов команды различный опыт работы. И хотя, как оказалось, такие команды в целом показывали более низкие результаты, накопленный ранее опыт совместной работы помогал и им.

И, наконец, в третьем исследовании, проведенном с Хайди Гарднер и Франческой Джино из Гарвардской бизнес-школы, участвовали консалтинговые и аудиторские фирмы. Если степень знакомства членов команды между собой была высокой, оценка ее работы клиентами была выше на 10%.

Почему же сработанность так сильно влияет на работу команды? Мы полагаем, что это объясняется пятью факторами.

Скоординированность действий. Команды, состоящие из специалистов разного профиля, редко бывают успешными. Как бы тщательно ни планировал руководитель состав и работу команды, слишком большие отличия нередко приводят к ссорам и разобщенности. Впервые оказавшись в одной упряжке, люди просто не знают, как наладить общение. Иногда им это так и не удается, а если, в конце концов, у них что-то и получается, потери драгоценного времени восполнить трудно. Но, если члены разномастной группы раньше работали вместе и выработали общий язык, процесс идет быстрее.

Понимание, где взять нужную информацию. Когда члены команды мало знают друг друга, они зачастую не понимают, кто из них обладает той или иной информацией. На то, чтобы выяснить это, уходит немало времени и сил. Если же люди в команде неплохо представляют себе, кто в чем разбирается, ресурс коллективных знаний используется гораздо эффективнее.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте