Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Показать себя в полном блеске

Томас Чаморро-Премузик
Иллюстрация: RYAN CHAPMAN

Если вы думаете, что в вашей жизни с тестами давно покончено, то вы ошибаетесь. Исследования показывают, что 76% организаций, в штате которых более 100 человек, набирают людей, предлагая им пройти тес­ты. Вскоре эта цифра, вероятно, вырастет до 88%. Тестирование проводят не только когда берут на работу неопытных новичков. Чем выше должность, тем чаще кандидатов выявляют именно таким образом: в 72% случаев — управленцев среднего звена и 80% — высшего, новых рядовых сотрудников — всего 59%. Так что, даже если вы еще никогда не сдавали тесты, наверняка вас попросят это сделать, когда вы будете искать новую работу.

Как же подготовиться к тес­там, чтобы продемонстрировать себя в полном блеске? Я могу сказать со знанием дела, что грамотно составленный тест обмануть не просто. Компании с их помощью ищут людей с определенными способностями и знаниями, и, если о вас сложится неверное впечатление, вас раскусят в первые же дни работы.

С другой стороны, если вы набили руку на тестах, значит, вам будет проще продемонстрировать свои лучшие качества. Кроме того, благодаря тестам ваши вероятные работодатели поймут, подходите ли вы им, а вы — подходят ли они вам. Итак, вот что вам стоит знать о самых популярных тестах и о том, зачем они компаниям.

Что выявляют тесты

Нынешняя популярность тестов объясняется просто: это самый быстрый и дешевый способ найти нужных людей. Он еще и вполне объективный: результаты теста не зависят от симпатий интервьюеров. А поскольку теперь можно отвечать на вопросы удаленно и обрабатывать данные автоматически, то круг потенциальных кандидатов на должности заметно расширяется.

Но главное, с помощью тестов в компаниях могут оценивать кандидата по трем параметрам: компетентность, трудовая этика, эмоциональный интеллект. Конечно, подтверждения того, что человек обладает ­нужными качествами, работодатели ищут прежде всего в резюме, для этого же они проверяют представленные им рекомендации и проводят собеседования, но для полной уверенности им нужна более детальная картина. Исследования доказывают, что ни годы стажа, ни образование по надежности не сравнятся с результатами тестов.

Рассмотрим все эти пункты.

Компетентность. Ее оценивают с помощью тестов на проф­пригодность. Они ­состоят из вопросов (с объективно правильными ­ответами), ­выявляющих способность человека логически мыслить. В целом все они, от вариаций теста на IQ до тестов на конкретные способности или знания, помогают понять, что вы знаете, умеете, насколько умны и обучаемы. Чаще всего с их помощью проверяют вербальное, матема­тическое, абстрактное или логическое мышление. Не стремитесь быть лучше всех, главное — вписаться в заданные рамки.

Последнее время компетентность оценивают и с помощью тестов на оценку ситуаций. Как и при тестах на профпригодность, человеку предлагается некая задача, но в данном случае у нее нет объективно верного решения. Затем представители компании выявляют самые удачные и самые нежелательные, с точки зрения интересов фирмы, ответы. Обычно оценивают не логику и интеллект кандидата, а его неформализованные знания и практические ноу-хау: эти тесты нацелены прежде всего на конкретную должность (ниже приведен пример задачи).

Трудовая этика. Как правило, компаниям нужны целеустремленные, надежные и порядочные люди. Они будут не только все делать как надо и усвоят корпоративную культуру, но и смогут находить общий язык с другими. Оценивают эти качества, выявляя характерные закономерности поведения: для этого кандидаты чаще всего выполняют тесты на личностные особенности. Ответы на вопросы, вроде приведенных выше, помогают понять, как человек будет достигать поставленных целей и выстраивать отношения с другими, — умение находить тут золотую середину приветствуют в большинстве компаний.

Я сказал «в большинстве», потому что в некоторых превыше всего ценят целеустремленность. Например, несколько лет назад я помогал Reckitt Benckiser, международной компании, производящей потребительские товары, разработать подробный тест на личностные особенности: там хотели находить людей с мощной мотивацией к работе, готовых идти напролом — и даже переходить социально приемлемые границы. Это лишний раз напоминает нам, что у каждой организации — и даже у каждого ее подразделения — свое ­представление о должном.

Эмоциональный интеллект. Компании уделяют этому качеству большое внимание с легкой руки психолога Дэниела Гоулмана — и правильно делают. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект прямо связан с общей эффективностью работы, предпринимательским потенциалом и лидерскими качествами человека. И он необходим на всех должностях.

Эмоциональный интеллект тоже все чаще оценивают с помощью психологических тестов. Они выявляют прежде всего умение общаться и чувствовать других. Человека могут спросить, например, легко ли он поддается чужому настроению, например грусти, старается ли избегать того, что может лишить его душевного спокойствия. Ответы помогают понять, насколько человек обладает эмпатией.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте