Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не спешите хоронить ­аттестацию

Адам Грант , Гейл Жанелль , Голер Лори

В день аттестации путь от рабочего стола до кабинета начальника дается нам нелегко. Когда нас оценивают, мы чувствуем себя неловко, к тому же любая оценка субъективна. Нас будто сортируют по коробочкам и томят в ожидании отзывов. Неудивительно, что к концу 2015 года по меньшей мере 30 компаний из списка Fortune 500 вообще отказались от регулярных аттестаций. Давайте разберемся, стоит ли следовать их примеру.

На самом деле, даже если компании перестают формально оценивать эффективность персонала, людей все равно продолжают ранжировать. Просто не сообщают им результатов. Менеджеры субъективно и негласно оценивают подчиненных, которые, в свою очередь, не могут повлиять на исход «сортировки».

Эффективность, по сути, — это вклад человека в работу организации за некий период. Этот вклад надо как-то измерить — и принять решение о продвижении сотрудника и индексации его зарплаты. Как отмечают участники недавней дискуссии в журнале Industrial and Organizational Psychology, «работа персонала тем или иным образом постоянно оценивается». В отсутствие формальной аттестации вся эта информация остается закрытой.

Несколько лет назад компания Facebook* проанализировала свою систему управления эффективностью. Мы сформировали фокус-группы и провели дополнительное исследование с участием более 300 человек. Результаты были однозначными: 87% опрошенных хотели бы сохранить аттестацию.

Да, у оценки эффективности есть свои минусы, но есть и существенные плюсы. Мы решили и в дальнейшем проводить аттестацию, поскольку у нее обнаружился ряд преимуществ — она дает справедливую оценку по прозрачным критериями и позволяет сотрудникам развиваться.

Идея коротко

ТЕНДЕНЦИЯ

Поскольку аттестация персонала зачастую субъективна и отнимает слишком много времени, некоторые компании от нее отказываются.

ПРОБЛЕМА

Избавившись от аттестации, организации все равно остаются пристрастными: руководители субъективно оценивают подчиненных, но не разглашают результатов. Поэтому сотрудники не получают обратной связи, когда она им особенно нужна.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Не стоит полностью отказываться от аттестации. Она обеспечивает справедливую оценку по прозрачным критериям и стимулирует развитие персонала — и при этом позволяет управлять расходами. В статье приводится пример компании Facebook*.

Гарантия справедливости

Все хотят, чтобы аттестация была справедливой. Так выходит не всегда, но, судя по ответам более 9000 менеджеров и рядовых сотрудников, участвовавших в глобальном опросе консалтинговой фирмы СЕВ, еще хуже вообще не знать, как тебя оценивают. В каждой организации есть люди, недовольные бонусами или развитием своей карьеры. Однако исследования давно показали: если оценка проводится беспристрастно, проще смириться даже с неприятными результатами. Аттестацию можно считать справедливой, если «оценщики» заслуживают доверия и заинтересованы в том, чтобы все прошло безупречно, а у сотрудников есть право голоса. Если в компании не бывает аттестаций, люди не понимают, кто и как измеряет их вклад.

Чтобы обеспечить максимальную объективность и системный подход, в Facebook* сотрудников сначала оценивают коллеги. О результатах они рассказывают не только руководителям, но и чаще всего друг другу. Это отражает наши базовые ценности — открытость и прозрачность. Затем руководители решают, насколько эффективно работает человек: они встречаются и обсуждают подчиненных — защищают их и отстаивают свою точку зрения, спорят и рассуждают, прислушиваясь к мнению оппонентов. Их цель — свести к минимуму «эффект идиосинкразической оценки», или, проще говоря, субъективность. Люди не должны страдать оттого, что начальник слишком скуп на похвалу, или получать поблажки из-за излишней доброты босса.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте