Управление персоналом

Баги команды: опознать и обезвредить

Леонид Кроль
Фото: Edgar / Unsplash

Работая с командами, я часто вижу, что, собрав отличных специалистов, компания сталкивается с непредвиденными трудностями. Вроде бы все хорошо, но количество проблем заставляет в этом усомниться. Обсуждения длятся слишком долго, ведутся вяло и несогласованно; дедлайны кажутся реалистичными, но при этом срываются — а если не срываются, то люди сильно устают; все чувствуют, что работа пробуксовывает, застывает и выполняется из-под палки; у сотрудников, которые кажутся умными и инициативными, почти ничего не получается; люди трудятся без радости. И, главное, не понятно, чем все это вызвано.

В наше время не только айтишники знают слово «баг» — ошибка, вызывающая сбой в работе программы. Обычно баги не лежат на поверхности, но, если копнуть глубже, их можно обнаружить. Пообщавшись с командой некоторое время, я начинаю понимать, в чем дело. Систематизировав свои наблюдения, я составил список частых багов, которые, наслаиваясь друг на друга, постепенно ухудшают результативность команды.

1. Формальное согласие и игнорирование мелких споров. Вопрос до конца не прояснен, и небольшие расхождения вначале кажутся неважными. Однако представьте себе две прямые дороги, которые выходят из одной точки под небольшим углом: спустя некоторое время вы уйдете по ним в разные стороны.

Что делать? Учиться критически смотреть на общее согласие, выискивать возможные точки несоответствия и обсуждать их. Когда кажется, что все хорошо, не хочется затевать споры. Но лучше поспорить на берегу, чем потом, когда часть работы уже сделана «криво».

2. «Наш сукин сын». В команде есть люди, которые всех раздражают, но связываться с ними себе дороже, а объясняться — тем более. В результате часть времени уходит на их нейтрализацию и обдумывание того, как минимизировать их дестабилизирующее воздействие.

Что делать? Сфокусироваться на проблемном человеке и «решить вопрос» — с помощью обучения, перевода на другую работу или, если ничего не помогает, увольнения.

3. Плохая модерация собраний. Пятиминутка растягивается на полчаса: кто-то взял слово и упивается собственным монологом; кто-то не посмотрел материалы и задает вопросы о том, что мог прочитать заранее; кто-то опоздал, и его вводят в курс дела; кому-то скучно, и он тихо во что-то играет.

Что делать? Развивать у сотрудников навыки гибкой модерации, позволяющие каждому участнику команды отвечать не только за свою часть общего дела, но и за процесс, время, темп происходящего. В том числе на собрании.

4. Команда «чистых витаминов». Почему полезнее есть фрукты, а не пить соки? Потому что клетчатка, хоть и не усваивается, очень нужна организму. Если команда состоит только из экспертов и звезд и в ней не хватает тех, кто пасует мяч другому, а не гонит сам и старается забить гол, — результат будет хуже.

Об авторе

Леонид Кроль — кандидат медицинских наук, профессор МП ВШЭ, эксперт в области психологии личности в бизнесе.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте