Управление персоналом

Курс на стабильность

Егор Ворогушин
Фото: Marius Masalar / Unsplash

Опыт сотрудника (Employee Experience, EX) — это точка, в которой сходятся потребности работников и возможности компании по их удовлетворению. Прямо сейчас меняются как приоритеты людей, так и возможности работодателей. Но управление опытом сотрудника останется в фокусе внимания.

В последние годы рынок труда в России стал рынком соискателя: компании борются за ценные кадры в том числе за счет постоянного совершенствования опыта сотрудника. Выросла роль нематериальной мотивации, для людей более ценными стали возможности для роста и развития. Работодатели, в свою очередь, учатся управлять благополучием людей, реализуя программы well-being и развивая HR-бренд.

Несмотря на происходящие на рынке изменения, эти тренды продолжат развиваться и дальше. И если в краткосрочной перспективе может показаться, что рынок труда может развернуться в сторону работодателя, то это скорее краткосрочная тенденция. В условиях турбулентности компания должна не только оставаться для людей гарантом материальной стабильности, но и помогать справляться со стрессом, быть рядом и поддерживать в решении возникающих проблем и за пределами офиса. При этом параллельно бизнесу придется справляться с новыми вызовами.

Ситуация последних лет

В рамках управления опытом сотрудника передовые HR-департаменты выделяли три важные задачи.

Первая — организация рабочих процессов и внутренних коммуникаций. Компании внедряли гибридный формат занятости, переходили к плоской структуре — с минимальным уровнем управленческой иерархии и развитыми горизонтальными связями. Приоритетом стал постоянный доступ к потоку информации для принятия решений на разных уровнях.

Вторая задача — развитие системы нематериальной мотивации. В корпоративную культуру «зашивались» принципы меритократии, когда продвижение по карьерной лестнице зависит только от заслуг и способностей человека. Ценностями стали непрерывное обучение и развитие талантов, а также понимание значимости своей роли в компании.

Третья задача — повышение продуктивности. Здесь речь идет об автоматизации процессов, в первую очередь рутинных, и минимизации непрофильных задач. Еще один важный момент — обеспечение непрерывности работы компании: все рабочие информационные системы и инструменты, необходимые людям для выполнения их обязанностей, должны быть доступны и удобны.

Какие из этих задач останутся актуальными в этом году? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как будут меняться запросы сотрудников и приоритеты бизнеса. Но уже сейчас можно выдвинуть несколько гипотез.

Смена приоритетов в EX

На первый план выходит задача по обеспечению продуктивности: возможно, сложные проекты цифровизации будут отложены, но автоматизация процессов становится приоритетом. И в первую очередь благодаря прямому экономическому эффекту, который легко просчитать на старте и почувствовать сразу после реализации проекта. Например, кадровый электронный документооборот позволяет сократить трудозатраты на делопроизводство на 30—50%, в несколько раз снизить расходы на бумагу и пересылку документов. Сервисы самообслуживания помогают сотрудникам напрямую взаимодействовать с информационными системами компании, не отвлекая профильных специалистов. Речь идет о таких функциях, как согласование отпусков, заказ справок, бронирование рабочих мест и переговорных комнат, планирование корпоративного обучения и графика присутствия в офисе и многое другое.

Еще большее значения приобретает задача по обеспечению непрерывности работы и управлению качеством бизнес-процессов. Многие компании переходят на российские ИТ-решения. В первую очередь это касается баз данных и различных офисных программ, коммуникационных сервисов, хранилищ и почтовых доменов. Спрос на решения VK WorkSpace вырос как минимум в 2 раза.

Об авторе

Егор Ворогушин — руководитель направления по реализации проектов в области HR и коммуникации, VK Цифровые технологии.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте