Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Плохая погода повышает продуктивность труда

Франческа Джино

Будучи уроженкой Италии, прожившей много лет в Кембридже, штат Массачусетс, я хорошо знакома с преимуществами этого города: с парками на берегах Чарльз-ривер, необременительными прогулками от площади до площади и со «вкусом Италии» всего в нескольких милях отсюда в бостонском Норт-Энде. Тяжелее привыкнуть к арктически холодным зимам, а уж в этом году в особенности навалились и снегопады, и морозы. Такая погода мало кого радует, кроме любителей санок и коньков.

Вернее, так я рассуждала, пока не занялась исследованием связей между погодой и продуктивностью работы.

Организации пускаются на всяческие ухищрения ради повышения эффективности труда: составляют график работы так, чтобы избежать «пробок», поощряют успехи, перетасовывают рабочие задания, надеясь поддержать в сотрудниках интерес и найти применение их разнообразным способностям. Но во всех этих стратегиях не учитывается мощный внешний фактор: погода, которая вполне может повлиять на уровень продуктивности.

Мы с коллегами попросили примерно 200 взрослых человек выразить мнение о связи погоды и эффективности труда. Более 80% респондентов предположило, что хорошая погода повышает продуктивность, и такой же процент отвечавших соотнесли плохую погоду с пониженной продуктивностью.

Подтверждается ли эта интуитивная догадка реальностью? Чтобы разобраться в зависимости между погодными условиями и продуктивностью труда, мы для начала проверили данные полевого исследования, которое провели в токийском банке средней величины. Банк отслеживал продуктивность своих сотрудников на протяжении двух с половиной лет, с июня 2007 г., когда была запущена новая система ипотечного кредитования. За это время банк рассмотрел более 56 000 заявок на кредит, что потребовало обработки примерно 600 000 документов с личными данными заявителей. Такая работа требует максимальной сосредоточенности — чем пристальнее сотрудник всматривается в бумаги, тем быстрее и эффективнее справляется с делом. То есть в данном случае высокая продуктивность обуславливается минимальным количеством отвлекающих факторов.

Мы соотнесли эти цифры с данными метеонаблюдения в Токио за тот же период (для климата Токио характерны колебания между солнечной погодой и проливными дождями, существенные перепады температуры и уровня влажности). Выяснилось, что в дождь сотрудники тратят меньше времени на обработку документации: говоря строгим языком цифр, каждому сантиметру осадков соответствует ускорение транзакций на 1,3%. Мы убедились, что повышение продуктивности также происходит в дни с низкой температурой и плохой видимостью, а ясным, солнечным дням соответствует пониженная трудовая активность.

Снижение продуктивности на 1% в команде из ста человек можно приравнять к отсутствию одного сотрудника. Исходя из среднего заработка служащих банка и пропорции ясных дней в году, потери на данной операции оцениваются примерно в $18 750 ежегодно. А для всего банка с 5000 служащих совокупные потери составят по меньшей мере $937 500 в год.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте