Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как справиться с плохими боссами

Виниит Найар

Несколько лет назад прохладным парижским утром я разговаривал с группой молодых руководителей о том, как формировать высокопродуктивные команды. В середине беседы я спросил их, что помешало им раньше внедрить те идеи, о которых мы говорили. Я был совершенно обескуражен их ответом: в том, что ничего не меняется, большинство обвиняло своих боссов. Они считали своих начальников очень трудными людьми, с которыми невозможно ни о чем договориться.

Вечером того же дня я долго и мучительно думал о нашем разговоре и был вынужден согласиться, что плохие руководители способны погубить самые хорошие намерения, подрезать крылья самым большим энтузиастам и охладить пыл самых горячих идей. Но я не знал, насколько распространена эта проблема. Чтобы уточнить этот вопрос, я обратился к своим друзьям в соцсетях. И получил такой живой отклик, который убедил меня в том, что данная проблема встречается повсеместно и достойна моего анализа.

В своей жизни я встречал три типа особо неэффективных менеджеров. Ниже приведено несколько способов борьбы с каждым из них.

Нерешительный. Руководители бывают нерешительными по нескольким причинам. Некоторые из них — перфекционисты, которые не примут решение, пока не соберут всех возможных данных; других парализует неизвестность; а многие просто предпочитают кажущуюся предсказуемость статуса-кво. Каким бы ни был их предлог, подчиненные не выносят таких боссов. Неверное решение можно исправить, но нерешительность хуже всего.

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

Вместо того чтобы ждать, пока нерешительный начальник определится, вам нужно помочь ему преодолеть свою слабость. Вот несколько проверенных методов.

Прежде, чем сделать выбор, четко определите проблему. Вместо поиска решения привлеките нерешительного босса к правильной постановке вопроса. Эйнштейн как-то сказал: «Когда у меня есть неделя на решение задачи, которая кажется нерешаемой, шесть дней я трачу на четкую формулировку условия и четкую постановку вопроса. Когда это сделано, то решение становится очевидным». Один из способов приблизиться к решению — задавать много вопросов. Это откроет новые срезы информации, и боссу будет легче принять решение.

Форсируйте первый шаг. Большие решения можно разбить на несколько малых. Психолог Гэри Клейн изучил, как принимают решения пожарники и спасатели, у которых обычно нет времени взвесить все за и против, прежде чем действовать. Он заключил, что они пробуют предпринять разные шаги до тех пор, пока не найдут подходящего решения. Они нарабатывают навыки принятия решения опытным путем, поэтому их первая догадка не бывает случайной — обычно для первой попытки они выбирают то, что с наибольшей вероятностью сработает. Подобным образом вам от начальника требуется лишь одно маленькое решение, позволяющее сделать первый шаг, а потом и второй, и третий.

Созидайте доверие. Сомневающимся руководителям нужен человек, с которым можно обсудить грядущий выбор. Станьте тем, кому ваш начальник доверяет — тогда вы сможете помочь ему побыстрее принимать грамотные решения.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Проведите неформальную беседу. Соберите всех членов коллектива и устройте с боссом незапланированный откровенный разговор по поводу того, как его поведение отрицательно влияет на производительность и моральный дух всей команды. Говорите честно, но в уважительной манере. Когда нерешительного руководителя припирают к стенке несколько непреклонных товарищей, возможно, он примет решение прямо на месте.

Неуверенный в себе. Лидерам следует мотивировать своих подчиненных, а не вступать с ними в соревнование. Однако многие управленцы мешают талантливым сотрудникам и душат их хорошие идеи из-за низкой самооценки. К неуверенному в себе начальнику следует подходить так:

Найдите корень проблемы. Посмотрите «с высоты птичьего полета» и уясните для себя полную картину. Вашего руководителя мучает множество проблем — например, выполнение годового плана или висящие над ним незавершенные задачи. Старайтесь не способствовать его неуверенности, действуя слишком агрессивно. Лучших результатов можно добиться, если обращаться к нему в духе сотрудничества.

Будьте более открыты. Сомневающиеся в себе менеджеры боятся неизвестности и додумывают то, что люди не хотели сказать. Единственное противоядие — доверие, а оно появляется за счет открытости. Делитесь всей информацией, какой только можно, даже если для этого понадобится больше времени и усилий.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте