Управление персоналом

В защиту директивности

Елена Барышникова

Многие считают, что хуже всего в глазах подчиненных выглядит руководитель-диктатор — тот, кто раздает директивы и мало прислушивается к другим. На тренингах по лидерству всегда учат быть внимательными к чужому мнению, демократичными боссами, вовлекать сотрудников в процесс принятия решений и т. д. А вот говорить о пользе директивного стиля считается неприличным, хотя все понимают, что людей периодически приходится наказывать, а на их ошибки нужно реагировать. И начинающие управленцы часто находятся в замешательстве. Как они должны реагировать на ошибки и проступки своих подчиненных? Где взять волшебную палочку, чтобы быть демократичным лидером, любимцем подчиненных, и при этом добиваться исполнительской дисциплины? Мы попытаемся ответить на вопрос, который стесняются задавать начинающие руководители: «Хорошо или плохо быть директивным боссом и насколько приемлем этот стиль?».

Сразу же скажу, что единственное, чего не прощают подчиненные руководителю, — это несправедливость, причем подчиненный воспринимает ее не только и не столько в действиях начальника по отношению к себе. Конечно, человек замечает, когда его наказали или поощрили за дело, а когда нет, но оказалось, что как несправедливую люди воспринимают и ситуацию, когда кто-то другой схалтурил или сделал что-то неэтичное, а менеджер на это никак не отреагировал, не наказал. В восприятии подчиненных это — самое сильное проявление несправедливости. Их первая реакция — возмущение, а потом они делают вывод: «Значит, так можно. Значит, я тоже могу так поступать — и мне за это ничего не будет. Это наши новые негласные правила игры».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте