Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Нелегкая дружба

Сабина Наваз
NADEZDA KOZULINA/GETTY IMAGES

Топ-менеджеры могут часто чувствовать себя одинокими на работе. Им приходится сообщать подчиненным неприятные известия, они не могут открыто говорить о собственных проблемах. Кроме того, они должны держать в тайне важные решения, пока не наступит подходящий момент. Избежать сопутствующего руководящей должности бремени ответственности, увы, невозможно.

Однако время от времени у вас могут складываться дружеские отношения с вашими коллегами. Но одно дело — дружить с равным по статусу сотрудником, и совершенно другое — общаться с человеком, стоящим ниже вас на карьерной лестнице. Можно ли дружить с подчиненным, особенно если в силу вашей должности вам приходится многое от него скрывать?

Рассмотрим пример. Мэрайя и Эйнат подружились более десяти лет назад, когда выяснилось, что им обеим нравится проводить время на природе. Они вместе ходили в походы, совершали долгие пешие и велосипедные прогулки. За время дружбы Мэрайя и Эйнат прошли нелегкий во всех смыслах путь.

Изначально они занимали неравные должности в компании: Мэрайя была вице-президентом и начальником руководителя Эйнат. Эйнат же была старшим директором в возглавляемом Мэрайей отделе. Разумеется, любая дружба между руководителем и сотрудником чревата трудностями. Велик риск испортить либо дружеские, либо рабочие отношения. Кроме тог, другие работники могут воздерживаться от конструктивной критики в адрес своего коллеги, если они догадываются, что вы дружите с ним. Вы можете потерять доверие как своего друга, так и всего коллектива, если не будете соблюдать баланс между профессиональными и личными отношениями.

Мэрайя располагала важной для Эйнат информацией, включая имена возможных кандидатов на увольнение или повышение. Несмотря на то, что они были подругами, Мэрайе приходилось скрывать такую чувствительную информацию. Она надеялась на понимание со стороны Эйнат, потому что не могла делиться конфиденциальной информацией из-за разного статуса в компании. Когда я общалась с Эйнат, та подтвердила, что понимала ситуацию, и назвала свой подход «соберись и не жалуйся».

Однако не каждый сотрудник способен воспользоваться таким подходом: люди могут обижаться или чувствовать себя униженными из-за отказа поделиться информацией или высказанных в их адрес критических замечаний. Кроме того, не каждый руководитель понимает, какой именно информацией и когда можно поделиться с другом. Тем не менее, существуют способы справиться с подобными проблемами. Вот пять советов, которые помогут сохранить дружбу со своим подчиненным.

Внимательно выбирайте друзей. Многие из нас слышали этот совет от своих мам еще в детском саду, но он приобретает особую ценность именно в рабочей среде. Чтобы сохранить дружбу между подчиненным и начальником, обе стороны должны демонстрировать высокую степень доверия и здравомыслия. Не все рабочие контакты могут перерасти в дружеские отношения. Мэрайя отмечает, что как начальник, так и подчиненный должны быть состоявшимися личностями с адекватной самооценкой, способными со временем построить доверительные отношения. «На самом деле тут нет ничего сложного, — добавляет она. — Главное — научиться слышать друг друга и четко обозначать границы».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте