Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как обратить критику себе на пользу

Кэролин О'Хара

От плохого отзыва нелегко оправиться, особенно если вы такого не ожидали. Человек злится, горюет, впадает в растерянность. Как же теперь вернуть уверенность в себе? И как извлечь из критики пользу для себя?

Что говорят эксперты

Порой негативные отзывы вступают в противоречие с собственном нарративом — человек считал себя способным именно в этом деле, состоявшимся профессионалом, а порой этот отзыв лишь подтверждает наши худшие страхи. Но не позволяйте критике выбивать у вас почву из-под ног. «Нет человека, который бы не промахивался, — напоминает Митчелл Маркс, профессор менеджмента Университета штата в Сан-Франциско, президент консалтинговой компании JoiningForces.org. — Все мы люди, и всех нас порой требуется одернуть, поставить лицом к лицу с реальностью».

«Одни лишь прекрасные отзывы означают, что человек не пытается сделать ничего нового», — предупреждает Шейла Хин, автор книги «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well». Критика может послужить «сигналом, что вы взялись за трудное дело и растете, напрягая все силы». И все-таки неприятно. Вот несколько советов, которые помогут вам оправиться от негативного отзыва.

Думайте, прежде чем действовать

Возникает соблазн возмутиться, перейти к обороне, особенно если человек привык получать положительные отзывы. «Но важно контролировать эмоции, — напоминает Маркс. — Вы ничего не выиграете, если взорветесь, будете винить во всем систему или того человека, который написал отзыв». Сделайте паузу на несколько дней, переварите информацию. Если нужно, поплачьтесь другу в жилетку, советует Хин (но только не на работе).

Читайте материал по теме: Какие навыки нужны руководителям всех уровней/navyki/p14310/">Какие навыки нужны руководителям всех уровней

Выявите свои слепые пятна

Возможно, в этом отзыве вы себя не узнали. Так бывает: при всех наших благих намерениях видим мы себя несколько иначе, чем другие. «Нам нужны люди, которые помогут нам вглядеться в себя», — говорит Хин. Конечно, утешительно поговорить с другом, найти сочувствие, и все же поищите и таких людей, которые будут с вами откровенны и не станут говорить, что все в отзыве сплошь неправда. «Пообщайтесь с людьми, которые помогут вам извлечь из этой критики урок, а не просто восстановить для себя красивую картинку мира», — советует Хин. Задайте себе вопросы:

«Если, поразмыслив, вы так и не признаете критику верной, обратитесь к коллегам и опять же объясните, что вам нужна правда, а не утешение», — рекомендует Маркс.

Задавайте вопросы

Поостыв, проверьте, все ли вы в отзыве поняли. Возможно, придется обратиться к начальнику с дополнительными вопросами. «Если хоть что-то неясно до конца, спрашивайте», — настаивает Маркс. И следите за тоном, вы же не спорить пришли.

Читайте материал по теме: Как научиться принимать похвалу от начальства и коллег

«Задавайте побольше вопросов», —вторит ему Хин. Если начальник скажет, что вы избегаете риска, спросите: «Не могли бы вы привести в пример случай, когда мне следовало проявить инициативу, но я этого не сделал? Как бы поступили на моем месте вы?» Если по каким-то параметрам ваша команда впереди, но по другим проваливается, уточните, при каких показателях работа будет признана успешной и что нужно для этого сделать. Ясно укажите, что вам нужны конкретные примеры, чтобы понять, как действовать.

Составьте план действий

Основная функция критики — помочь вам усовершенствоваться в работе, а для этого нужен подробный план действий. Могут понадобиться новые навыки или нужно будет пересмотреть приоритеты, по-новому оценить отношения с коллегами. Решите вместе с начальником, какие потребуются перемены. «Месяц или два поэкспериментируете, попробуйте делать некоторые вещи по-другому, — советует Хин. — Затем обратитесь к авторитетным для вас людям с предложением: “Вот, я изменил то-то и то-то, помогите мне разобраться, верное ли я выбрал направление”». Маркс также рекомендует промежуточные встречи с начальником, чтобы сверять, удались ли вам запланированные улучшения. «Попросите своего босса назначить вам встречу через три месяца или полгода, — говорит он. — Так вы сможете привести свою работу в соответствие с ожиданиями коллег».

Готовьтесь к будущей оценке

Какую оценку вы получите, не всегда зависит от вас, но от вас зависит ваша собственная реакция на нее. Считайте это второй оценкой, проставьте себе баллы за реакцию на критику. «Вы получили двойку на экзамене, но можете получить пять за то, как распорядитесь этой информацией, и в конечном счете важно именно это, — говорит Хин. — Этим определяется ваша будущая самооценка». Нацельтесь на будущую оценку, обсудите свои планы с боссом и поймете, что негативный отзыв — отнюдь не конец карьеры.

Охватите перспективу

Взяв паузу для самооценки, вы, возможно, придете к выводу, что неудача вызвана не вашими изъянами, но тем, что вы просто оказались не на своем месте. «Иногда нужна такая неприятность, как негативный отзыв, чтобы человек понял свою несовместимость с данной организацией», — говорит Маркс. И в любом случае, решите ли вы остаться или уйти, пусть критика послужит трамплином для перемен и дальнейшего успеха. «Многие весьма успешные люди пережили на каком-то этапе своей карьеры серьезный провал, но почти все они задним числом вспоминали об этом как о замечательном, изменившем жизнь шансе, — замечает Хин. — Страшновато, конечно, но поверьте: это ваш шанс».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте