Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как cамому мотивировать себя, если вашему боссу явно не до этого

Джули Мосоу

Давайте посмотрим правде в глаза: многие руководители не умеют вдохновлять своих подчиненных. Они не стараются делать так, чтобы мы выкладывались по полной, оставляя развитие наших качеств и профессиональных способностей в наших же руках. Что же делать, если ваш босс безучастен, противоречиво настроен или же просто демотивирует вас? Как поддерживать свою вовлеченность и следовать своим профессиональным и карьерным целям? Можно ли мотивировать себя самому?

Что говорят эксперты

Хорошая новость: пока ваш босс следит за тем, насколько вы вовлечены в процесс, вы можете взять все в свои руки. «Сотрудники сами могут мотивировать себя и поддерживать нужный им уровень мотивации, хотя порой им самим так не кажется», — говорит Хейди Грант Хальворсон, психолог и автор книги «Nine Things Successful People Do Differently» («Девять вещей, которые успешные люди делают по-другому»). Существует множество факторов, влияющих на нашу мотивацию. «Самый важный из них — это движение вперед», — утверждает Моник Валькур, профессор менеджмента в Школе бизнеса EDHEC, цитируя книгу Терезы Амабиле и Стивена Крамера «The Progress Principle». «Это чувство рождается, потому что человек делает работу, которую сам считает значимой, которую ценят коллеги и которая важна для самой компании, а подчас и мира в целом». Хальворсон добавляет: «Изменив свои установки и привычки, можно сформировать более продуктивный, осознанный подход к работе вне зависимости от того, кто ваш руководитель». Вот как надо мотивировать себя, когда ваш босс этого не делает.

Понять, что именно вас раздражает

Если ваш руководитель не то что не мотивирует, но, хуже того, убивает вашу заинтересованность в работе, важно определить, что именно вами движет с личностной и профессиональной точки зрения. В той же книге Тереза Амабиле и Стивен Крамер выделяют три базовых принципа, лежащих в основе правильной мотивации: любовь к своей работе, стремление к признанию и осознание значимости своей деятельности и того, что наш труд объединяет нас с другими людьми. А теперь спросите себя, когда в последний раз вы чувствовали ценность своей работы и понимали ее смысл? В каких условиях рождается и прогрессирует это чувство?

Наметьте для себя цели

Профессор Валькур отмечает, что многие люди ощущают себя спринтерами, не имеющими времени ни на что, кроме своих рутинных ежедневных обязанностей. Но, чтобы увидеть общую картину, нужно сделать шаг назад. Создайте свой собственный план карьерного роста, по которому вы могли бы отслеживать свои проекты, их итоги, установки целей и направлений развития. В то время как некоторые из этих целей могут напрямую относится к вашим текущим обязанностям, другие могут быть заточены под изучение и исследование иных сфер интересов, выходящих за рамки вашей повседневной деятельности. И хотя постановка целей, требующих большой отдачи, кажется весьма соблазнительным делом, Хальворсон предостерегает о перегруженности слишком амбициозными или даже недостижимыми целями. «Это может показаться парадоксальным, но постановка нереалистичных и чрезмерно амбициозных целей может демотивировать, поскольку слишком многое поставлено на карту», — говорит ученый. Лучше намечайте цели с разбивкой на небольшие промежуточные этапы, чтобы отмечать свой успех по завершении каждой стадии плана.

Планируйте, используя схему «если — то»

«Как только вы определились с целями, используйте планирование по схеме “если — то”, чтобы отслеживать собственный прогресс и работать с отступлениями от плана», — советует Хальворсон. «Признание того, что любой вызов — часть нашей жизни, и готовность работать с ним — хороший способ мотивировать себя на долгосрочную перспективу», — добавляет она. Например, если ваша цель — закончить презентацию, а вместо этого вы болтаете с коллегами, мотивируйте себя так: «Раз я не закончил презентацию до конца дня в среду, я могу прийти пораньше в четверг и завершить работу, пока в офисе тихо». Или же вы можете использовать схему «если — то», предвосхищая какую-то ситуацию.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

Пример: «Если мы не получим финансирование для этого проекта, я перепишу бизнес-план и снова поговорю с партнерами по этому вопросу». Учет возможных неудобств и препятствий делает ваши шансы преуспеть намного выше.

Оценивайте собственную работу и интересуйтесь мнением со стороны

Плохие руководители демотивируют своих сотрудников, не высказывая своего мнения по поводу их работы. «Стремление узнать мнение со стороны играет важную роль, — подтверждает Валькур. — Даже если порой вам приходится выслушивать совсем не то, что хотелось бы услышать». Хальворсон полагает, что, если вы спросите, большинство руководителей охотно оценит качество вашей работы. Сразу после важной встречи вы можете поинтересоваться, например, тем, как прошла встреча и что вам в следующий раз следует сделать по-другому». Для создания объективной картины можно обратиться к своим коллегам, находящимся на одной с вами позиции. Спрашивайте людей, которые будут искренни с вами и чьему мнению вы всецело доверяете.

Другой вариант — это самостоятельная оценка своей работы. «Мы в большей степени способны правильно оценивать себя с профессиональной точки зрения, чем мы думаем, — говорит Хальворсон. — Посмотрите на свою работу и задайте себе те же вопросы, которые бы вы задали другим, оценивая их деятельность. Например, взвесьте, достаточно ли быстро вы продвигаетесь по карьерной лестнице и так ли качественно выполняете свою работу, как то от вас требуется».

Расширяйте сеть внешних и внутренних контактов

Если ваш начальник вас не мотивирует, следует искать поддержку везде, где это можно сделать, не только, чтобы увеличить собственную уверенность в себе, но и стать заметнее для окружающих. Найдите в собственной компании наставников, способных задать вам направления для развития и, если получится, создать свою команду соратников, помогающих вам двигаться вперед. Вы также можете выйти за пределы компании и расширять внешние контакты. Валькур выступает за создание и поддержание онлайн-сети контактов. «Особенно для людей, проживающих вдали от своих коллег, LinkedIn, Twitter и другие социальные сети формируют чувство причастности к более крупному профессиональному миру, которое сложно было бы сохранять каким-либо иным образом». Даже для тех, кто работает в крупных городах и может по-разному поддерживать свои деловые связи, онлайн-общение — это эффективный способ оставаться на связи с коллегами и быть в курсе последних тенденций рынка.

Стремление к обучению

Поменяйте основную задачу своей работы: сфокусируйтесь на постоянном и непрерывном обучении и улучшении своих навыков, вместо того чтобы концентрироваться на идеальном выполнении своих рабочих обязанностей. Так вы создадите условия, мотивирующие вас действовать и добиваться успеха. «По результатам исследований подобное мышление гарантированно ведет к улучшению качества работы», — говорит Хальворсон.

«Когда речь идет о достижениях, отношение к делу и настойчивость зачастую оказываются гораздо важнее природных способностей». Ее совет: перестаньте мучать себя, если ваши дела идут неидеально, перестаньте страдать

и поймите, что вы учитесь на ошибках, двигаетесь дальше и тогда в следующий раз у вас все получится. «Даже если ваш босс с вами не согласен, вам все равно не следует ориентироваться исключительно на результат — в этом и кроется один из самых мощных рычагов мотивации.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте