Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Корпоративный скандал преследует даже невиновных

Винц Молинаро

Несколько лет назад мы с командой готовили программу развития лидерства по заказу клиента, но, прежде чем мы запустили пилотный этап, компанию сотряс скандал на высшем уровне. Двое топ-менеджеров попались на мошенничестве с корпоративными финансами, пропали миллионы долларов. Скандал разрушил репутацию фирмы — недавно еще великой. Мошенники предстали перед судом.

Несколько месяцев назад мы все же запустили эту программу, и с первых же дней стало очевидно, что более всего мысли сотрудников занимает этот еще не остывший скандал. Им требовалась отдушина, чтобы выразить свое мнение о недавних событиях. Явственно ощущался глубоко затаенный гнев, и мы решили, что нужно дать ему волю.

Многие участники программы признались, что стали стыдиться своей работы. Другие вспоминали, как они раньше гордились своей компанией, а теперь внутри образовалась пустота. Еще одна группа руководителей возмущалась: незаслуженно пострадала репутация всего руководства. Они уже чувствовали перемену в отношении к ним клиентов и партнеров. Доверие было напрочь подорвано.

На этом опыте я лишний раз убедился, как сильно сказывается скандал на всем коллективе. Раньше я отмечал, что при очередном скандале СМИ в основном пишут и говорят о плохих руководителях, порой только о гендиректоре или же о том, как репутационный ущерб отразится на финансовой стороне дела. Так, обсуждая GM, чаще всего упоминают гендиректора Мэри Барру, дебаты о морали Uber сосредоточились на горстке топ-менеджеров, и в прошлом скандалы вокруг Enron и Lehman Brothers был связан преимущественно с именами немногих ключевых игроков.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Но на самом деле скандал затрагивает всю команду компании — и глубоко. Новые исследования показывают, что последствия его для рядовых сотрудников намного серьезнее, чем думали до сих пор.

Исследователи назвали это «эффектом морального облучения». В статье, опубликованной в журнале Social Psychological and Personality Science, Такуя Саваока и Бенуа Монини показали, что происходит, когда порядочные люди оказываются в неэтичной организации. В ряде исследований эти ученые доказали, что любой вид дурного поведения — будь то своекорыстная ложь, преувеличение собственных заслуг ради большего бонуса или же ложь в угоду своей организации — например, обман клиентов ради выгоды компании — навлекает подозрение и на коллег мошенника, даже если они не связаны с ним напрямую по работе.

image

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте