Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если личная переписка попадает не в те руки

Карен Диллон

Когда Алан услышал звук, сигнализирующий о получении нового электронного письма, то позитивный настрой сменился неприятным тревожным чувством. Сообщение было от компьютера его новой начальницы, сидящей за соседним столом. Это было стандартное техническое письмо о получении ранее отправленного сообщения.

Но вот незадача: он ведь ничего ей не отправлял. Алан начал гадать: «А что, если это письмо, которое я только что послал своему приятелю из соседнего отдела?» В этом сообщении он насмехался над тем, как его новая начальница раскритиковала тот бардак, что оставили его коллеги на офисной кухне. Но он был готов поклясться, что нажал кнопку «Переслать». Но выходит, вместо этого Алан перепутал кнопки и нажал «Ответить», тем самым послав неприятное сообщение своей начальнице. Так можно шутить только среди своих приятелей, и эта шутка могла выставить его не в лучшем свете перед всем руководством.

Увидев, что босса нет на месте, он в панике ринулся к ее клавиатуре в надежде влезть в ее компьютер и удалить злополучное письмо. Но компьютер был заблокирован. В отчаянии он перепрыгнул пару лестничных пролетов на пути к ИТ-отделу аккурат мимо начальницы, которая как раз в это время поднималась вверх к своему рабочему месту. Каким-то чудесным образом ему удалось добиться сочувствия у ИТ-специалиста, он залез в ее почтовый ящик и удалил обидное сообщение. «После того как я совершил эту ужасную ошибку, — отмечает Алан, — лучший совет, который в данном случае можно дать, — дружите с ребятами из ИТ-отдела». Впрочем, даже сегодня он не уверен на 100%, что успел удалить письмо до того, как она зашла в свою почту. Как ни крути, это было бы наихудшим вариантом, ведь прочти она это письмо, его жизнь превратилась бы в сплошное ожидание возмездия и Алан не смог бы выйти сухим из воды, поэтому лучше бы ей не видеть это злополучное письмо.

Для большинства из нас исправление подобной оплошности попросту невозможно. И совсем недавно корпорация Sony и многие представители голливудской элиты пришли к такому же выводу, пытаясь скрыть поток компрометирующих электронных писем, обнаружившихся в декабре прошлого года (для Sony это было, пожалуй, не так страшно, как для вовлеченных в эту историю кинозвезд).

С подобной проблемой сталкивались многие из нас, было ли это случайное нажатие кнопки «Ответить» вместо «Переслать», или отправка какого-нибудь электронного письма без ознакомления с его содержанием или же сомнения о включении или исключении кого-либо из групповой переписки. Мой бывший горячо любимый босс случайно рассказал всем о моей беременности еще до того, как я сама успела поделиться этой новостью с коллективом: он случайно переслал нашу электронную переписку, начинавшуюся с моей фразы о том, что меня не будет в офисе по причине визита к доктору. Мгновенные сообщения, давным-давно отправленные Марком Цукербергом, в которых он насмехался над первыми пользователями Facebook*, доверившими ему свои данные, вскрылись в 2010 году. Все эксперты, с которыми я консультировался при написании этой статьи, предлагали мне свои примеры оплошностей в качестве иллюстрации.

«Неважно, как часто нам напоминают, что электронные сообщения еще долго хранятся после отправления и то, что они вовсе не так уж защищены, как мы привыкли думать. Многие из нас удивительно небрежны при общении по электронной почте, по SMS, в чате или в социальных сетях», — говорит Моник Валькур, профессор менеджмента в Школе бизнеса EDHEC.

Что же делать, если роковую ошибку вы уже допустили? Есть только один способ решить эту проблему. Расскажите о ней. «Подойдите к коллеге, которого вы задели, и поговорите с ним напрямую», — советует Джинн Бретт, профессор Школы менеджмента Келлога. А как извиняться, если ты вел себя, как идиот?

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте