Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 мифов об идеальном офисе

Рон Фридман

Представьте, что нынче вечером, когда вы отойдете от компьютера, наденете плащ и отправитесь домой ужинать, ваша компания по мановению волшебной палочки превратится в лучшее на свете рабочее место.

Как бы вы об этом узнали? Что изменилось бы к утру, когда вы вернетесь?

Представляя себе работу своей мечты, мы чаще всего рисуем в воображении одну из компаний-миллиардеров из рейтинга Fortune. Огромный кампус, где есть все, утопическое место, где успех неизменен, сотрудничество — без сучка, без задоринки — и все сотрудники счастливы.

Но как выясняется, эти образы внушают нам ложное представление о качествах идеальной работы.

Относительно недавно специалисты различных профессий начали исследовать условия успешной работы. В новой книге я суммирую итоги этих исследований: оказывается, факторы, создающие работу мечты, не только не очевидны, они на удивление противоречат тому, что подсказывает нам интуиция.

Разберем пять мифов об идеальном рабочем месте.

Миф №1: Там счастливы все и всегда

За последние десять лет наука о счастье принесла нам немало существенных находок. Лабораторные исследования и полевые эксперименты показали, что в хорошем настроении человек становится общительным, альтруистичным и даже более креативным.

Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента

Неудивительно, что многие компании попытались капитализировать эти открытия и всерьез задумались о том, как сделать своих сотрудников счастливыми. Конечно, это хорошо. Разумеется, организация должна позаботиться о настроении своего коллектива, а не загонять его в депрессию.

Но у счастья есть и темная сторона. В эйфории мы забываем об осторожности, становимся слишком доверчивыми, легко идем на риск.

Иногда счастье на рабочем месте оказывается даже контрпродуктивным, к тому же «негативные эмоции» — гнев, смущение, стыд — тоже весьма ценны. Исследования показали, что эти эмоции побуждают к усердной работе, заставляют сотрудников сосредоточиться на серьезных проблемах и внести поправки, а в результате удается-таки добиться успеха.

Нужно не «счастье любой ценой», а правильный баланс позитивных и негативных эмоций — вот к чему должны стремиться руководители. Если сотрудники вынуждены прятать и подавлять негативные эмоции, они не вовлекаются в процесс работы, а, напротив, отчуждаются от него.

Миф №2: Там почти не бывает конфликтов

Многим кажется, будто конфликты на рабочем месте — вещь заведомо нежелательная. Конфликты — это испорченные отношения, к тому же члены команды отвлекаются от прямых обязанностей и продуктивность тает на глазах.

Но исследования показали: все наоборот, острые споры зачастую лишь способствуют лучшей работе.

И вот почему. Многие конфликты на рабочем месте подпадают под одну из двух категорий: личные конфликты, когда сталкиваются личности или же разные представления о ценностях, и производственные конфликты, когда спор идет о том, как следует делать ту или иную работу. Исследования показали, что личные конфликты действительно наносят ущерб, а вот производственные конфликты приводят к лучшим решениям и с большей вероятностью дают положительное сальдо.

Читайте материал по теме: Осторожно, открытое пространство!

В споре, не переходящем на личности, члены группы развивают свои мысли, проверяют все альтернативы и не стремятся к преждевременному консенсусу. Многие из нас предпочли бы обойтись без конфликта, но открытые столкновения повышают энергию участников и помогают найти наилучшие стратегии.

Руководители себе же делают хуже, если во имя всеобщей гармонии избегают споров. Нужно создавать среду, поощряющую вдумчивые споры.

Миф №3: Здесь почти не делают ошибок

Вообразите: вас только что назначили руководителем двух команд. В первый день на новой должности вы получаете отчет о работе этих команд за прошлый год. Статистика бросается в глаза: команда А допускает в среднем пять ошибок в месяц, а команда B — десять.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте