Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Тренируем осознанное восприятие

Николь Торрес

Похоже, что такая категория, как «осознанность» еще не скоро перестанет удивлять ученых. Исследования показывают, что можно осознанно развивать креативность, натренировать концентрацию, снизить уровень стресса, улучшить память и эмпатию. Также выяснилось, что осознанно можно даже управлять нашими предубеждениями.

Исследования, опубликованные в журнале Social Psychological and Personality Science показывают, что осознанная медитация может снизить скрытые в сознании человека предубеждения и, как следствие, негативное поведение, которое этими предубеждениями порождается.

Существуют разные определения понятия «осознанность», но все они сходятся в одном: это внимательность, проявляемая человеком по отношению к происходящему вокруг него: вместо того чтобы бессознательно воспринимать окружающие явления, так сказать «включать автопилот». Концентрируясь на настоящем, вы, скорее всего, начнете действовать вдумчиво и будете менее подвержены каким-то ассоциациям, провоцирующим ваше бессознательное поведение.

Самые ранние исследования связывали осознанность восприятия с сокращением автоматических процессов, происходящих в поведении человека и вырабатывали в нем привычку не иметь предубеждений, а недавно ученые Адам Люк и Брайан Гибсон пришли к выводу о том, что осознанность снижает предвзятое мнение, скрытое порой даже от самого человека. Скрытое предвзятое мнение базируется на автоматических ассоциациях, которые влияют на поведение человека в гораздо большей степени, чем мы сами это осознаем. Даже сейчас, когда мы рассуждаем о единых для всего человечества ценностях или осуждаем дискриминацию, включается автоматическая обработка этой информации, и именно она окрашивает все наше последующее восприятие окружающих людей и событий.

На примере 10-минутного упражнения на работу с «сознательным» Люк и Гибсон показывают, как снижается уровень предубежденности по отношению к расовым и возрастным различиям, что видно по результатам прохождения теста.

Для эксперимента было отобрано 72 студента колледжа, которые не имели никакого представления о предмете исследования. Группа тестируемых прослушала запись, которая сообщила им их пульс и скорость дыхания. Им было сказано принять эти ощущения и мысли «без каких-либо предубеждений, не подвергая оценке и не противясь». Контрольная группа прослушала 10-минутную запись по истории. Затем обе группы выполнили тест, выявляющий скрытые ассоциации в отношении расы и возраста человека. С помощью теста также фиксировалось время ответа на следующие сопоставления: позитивное/негативное слово, отвечал ли на вопрос белый/черный испытуемый, пожилой/молодой ли он человек.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте