Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным

Андрес Атум , Люциана Сильвестре
Фото: Korng Sok / Unsplash

«Сине-гранатовое знамя на ветру,

Храбрый крик.

У нас есть имя,

И весь мир знает его:

Барса! Барса!! Барса!!!»

Так звучит гимн футбольного клуба «Барселона» (он же «Барса»), каталонского клуба, который недавно завоевал кубок Лиги чемпионов УЕФА (самое престижное состязание футбольных клубов в мире), выиграв у итальянского «Ювентуса» со счетом 3:1.

Двадцать три победы в чемпионатах Испании по футболу, двадцать семь королевских кубков и вместе с последней целых пять побед в Лиге чемпионов — все это дает «Барсе» уникальное место в анналах футбольной истории. Также этот клуб — весьма успешный бизнес: капитализация команды, по оценкам журнала Forbes, составляет $3,16 млрд, что дает ей право занять второе место в списке самых дорогих спортивных команд мира. Доход компании достиг $657 млн — это четвертое место среди футбольных клубов (после мадридского «Реала», «Манчестер Юнайтед» и мюнхенской «Баварии»).

Для неизменного успеха «Барсы» есть множество причин: прекрасные игроки, подобные Лионелю Месси, Неймару Сантосу и Луису Суаресу; замечательные менеджеры, такие как Йохан Кройф, Луис Энрике и Хосеп (Пеп) Гвардиола, а также крепкая материальная база. Однако наши исследования свидетельствуют о том, что в самой сердцевине успеха «Барсы» лежит ее организационная идентичность (коллективное представление о том, «кто мы такие», которое разделяют и игроки, и менеджеры, и рядовые сотрудники). Сила этой идентичности такова, что фанаты часто говорят: «Барса» — это més que un club (то есть больше, чем клуб).

Идентичность отличается от культуры, ценностей, убеждений и допущений, определяющих поведение. Культура говорит нам, как себя вести, а идентичность утверждает, кто мы такие. Она служит двум целям. Подобно призме, через которую человек смотрит на жизнь, идентичность помогает «расшифровать» происходящее во внешнем мире. Также она обуславливает действия сотрудников, направляя их реакции. Вместе эти два измерения помогают организациям сохранить баланс между «кто мы такие» и «что мы делаем».

У большинства структур есть некое понимание своей идентичности, но немногие думают о ней как о способе стимулировать результаты. Для многих идентичность — слишком абстрактное понятие, чтобы связывать ее с измеримыми целями; для других это слишком долгосрочный идеал, чтобы переводить его на язык текущих задач. И в то же время у идентичности есть потенциал, способный наполнить цели смыслом и обеспечить прекрасные результаты — что и продемонстрировала нам «Барса».

Тренеры и игроки приходят и уходят, но краеугольным камнем идентичности «Барсы» остается La Masía («Ферма»), молодежная спортивная школа, расположенная в спортивном городке имени Жоана Гампера на окраине Барселоны. С момента ее создания в 1979 году школа подготовила более пятисот игроков, включая таких звезд, как Месси, Хави Эрнандес и Андрес Иньеста. Около 85 игроков в возрасте от 12 до 18 лет живут в школе или приезжают в нее каждый день для учебы и тренировок.

La Masía выстраивает идентичность «Барсы» четырьмя способами.

В качестве гаранта идеалов организации. Один из идеалов «Барсы» — искусная и изысканная игра, а не просто ставка на силу и размеры. По свидетельству всех ключевых лиц клуба, это убеждение лежит в основе его идентичности. La Masía, где растят будущих игроков, отвечает за воспитание в духе этих идеалов той молодежи, которая каждый год присоединяется ко взрослому составу.

Альберт Капейас, бывший координатор старшей молодежи в «Барсе», согласен, что у подготовки в спортивной школе присутствует нравственное измерение: «Во-первых, мы должны быть более честной командой, совершать меньше нарушений, чем противники. А еще мы стремимся выигрывать с помощью своей творческой манеры игры (более творческой, чем у соперников). И, наконец, мы хотим побеждать. Но мы не хотим побеждать, наступая на горло первым двум идеалам».

В качестве источника уникальности организации. Результатом идеалов «Барсы» является самобытная манера игры, известная под названием tiki taka, которая заключается в быстрых коротких передачах между игроками, в согласии продвигающимися к цели. Передачи более важны, чем броски; смекалка важнее силы. Для игры в подобном стиле нужен особый тип игроков. Поэтому приемная комиссия La Masía часто готова рискнуть, открывая двери в школу для ребят, не соответствующих обычным стандартам.

Они стараются найти детей, которые принимают быстрые неординарные решения. Например, когда «разведчики» «Барсы» нашли в Аргентине Месси, он был смекалистым, но маленьким и худеньким; у него была острая нехватка гормона роста. Другие клубы думали, что вкладывать в него — рискованное дело, но «Барса» пригласила юного Месси, заплатила за его лечение, а затем воспитала из него одного из лучших футболистов всех времен.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте