Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Менеджмент и «научные открытия»

Утпал Долакиа

Никогда еще не появлялось так много ошеломляющих открытий с явными последствиями для мира бизнеса. Чуть ли не каждый день мы слышим о новых результатах в поведенческой экономике или социальной психологии, опровергающих наши интуитивные предположения. Представьте себе эксперимент: стоит с помощью эскалатора приподнять человека (высота метафорически обозначает добродетель), как он охотнее жертвует на благотворительность. Или выясняется, что после телепередачи о внезапной смерти (например, после репортажа с места аварии) люди покупают больше товаров отечественного производства.

Такие исследования не только порождают убедительный нарратив, но и создают мгновенно распространяющиеся, повергающие в изумление новости. И что важнее — многие руководители опираются на подобные исследования в поисках креативных путей и дерзких деловых решений. Исследование о связи между репортажем об аварии и покупкой местных брендов может побудить отечественные компании размещать рекламу в вечерних новостях на региональных каналах, где подобных сообщений и так предостаточно. Увы, менеджеры, применяющие подобные находки, только зря деньги потратят: результаты подобных исследований уже объявлены недостоверными, а их авторы сознались в откровенном мошенничестве.

Эти примеры обнажают перед нами мрачную истину, которую управленцы не вправе упускать из виду.

Экспериментальная психология переживает кризис. За последние несколько лет немало известных и успешных исследователей вынуждены были признаться в подтасовке данных, после чего множество публикаций было отозвано и опровергнуто и все поле исследований покрылось вопросительными знаками. Выяснилось, что здесь широко распространен сомнительный обычай накапливать и анализировать данные в поисках каких-либо удивительных совпадений, а в итоге получаются ненадежные и невоспроизводимые результаты. Попытка сотен исследователей воспроизвести результаты, опубликованные в самых авторитетных журналах по психологии, закончилась отрезвляюще: из ста экспериментов точно воспроизводятся лишь 39. (Важно отметить: это не значит, что первая команда исследователей смошенничала, да и контролеры могли где-то ошибиться.)

Читайте материал по теме: Даже маленькая ошибка может стоить миллионы

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте