Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Каков ваш стиль мышления?

Марк Бончек

Все мы изо всех сил стараемся повышать качество совместной работы. Технологии несколько облегчают нам эту задачу. Однако цифровые инструменты — это лишь часть решения. В конечном счете качество сотрудничества зависит в первую очередь от самих людей.

Проблема в том, что технологии, призванные помогать совместной работе, развиваются намного быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Можно ли как-то сократить это отставание? Год назад мы задались целью найти ответ на этот вопрос и обратились к коллективному опыту нескольких десятков сообществ и образовательных учреждений. И вот что мы обнаружили.

В большинстве организаций существует некий стандартный набор инструментов, позволяющий создавать и руководить командой. В этот набор входят психологические личностные тесты, перечень профессиональных навыков и ролей в команде. Когда вы формируете рабочую группу, вы принимаете во внимание индивидуальные особенности людей: интроверты они или экстраверты, склонны ли они к рискованным действиям или же стараются их избежать. Какой тип мышления им ближе: аналитический или интуитивный? Вы учитываете их профессиональные навыки: в какой области они специализируются, каковы их знания, опыт и таланты? Также вы размышляете об их предполагаемой роли в будущей команде: каков будет их вклад в общее дело?

В обычном понимании роли в коллективе должны описывать то, чем люди занимаются. Когда нам нужно принять решение, мы обращаемся к руководителю этой группы. Если надо узнать о текущем состоянии дел — идем к менеджеру проекта. Требуется что-то изучить? Направляемся к ответственному за исследовательскую часть.

Но на сегодняшнем рынке самыми дальновидными зачастую оказываются не те фирмы, которые производят больше и лучше конкурентов, а те, что лучше всех думают. Существует великое множество инструментов, которые помогают нам быстро разобраться в том, чем занимаются наши коллеги. Гораздо сложнее понять, как они мыслят. Согласно исследованиям, именно качество коллективного мышления в итоге определяет производительность всей рабочей группы.

В связи с этим мы предлагаем наравне с традиционным распределением командных ролей согласно деятельности сотрудников также присваивать им когнитивные роли. Вы с коллегами по команде и организации должны понимать образ мышления каждого из вас. Это знание положительно скажется на энергии, вовлеченности, продуктивности и творческой активности всех членов коллектива.

Чтобы возникла атмосфера сотрудничества, надо добиться слаженной работы людей друг с другом. Однако не менее важно, чтобы они согласованно думали.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта

Существует ли способ определить, как именно вы и другие члены коллектива мыслите? Некоторые методы позволяют проанализировать стиль мышления человека и его влияние на других при работе в режиме один на один. Тем не менее нам не удалось обнаружить простой системы, которая давала бы возможность оценить образ мыслей членов команды с целью помочь им лучше взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Поэтому, пройдя нелегкий путь, совместными усилиями мы разработали методику, состоящую из трех шагов, которая приводит к существенным практическим результатам.

Фокус. Первый шаг заключается в том, чтобы установить, на чем вы концентрируетесь в тех или иных условиях или обстоятельствах. Чему вы уделяете больше внимания: идеям, процессам, действиям или отношениям? Например, когда утром вы обдумываете предстоящий день, что сильнее всего занимает ваши мысли: проблемы, которые надо решить, планы, которые нужно составить, действия, которые следует предпринять, или люди, с которыми необходимо встретиться?

Это не значит, что, выбрав один вариант, вы исключите все остальные. Суть в том, чтобы понять, что в первую очередь естественным образом оказывается в центре вашего внимания. Чтобы оценить, как это работает, задайте себе вопрос: если бы вы решили пойти в кино или почитать книгу, какой жанр вы бы предпочли: боевик, мелодраму, детектив или триллер?

Направление. Следующий шаг — определить направление ваших мыслей в данном контексте. Что в них выходит на первый план: детали или же общая картина. Есть неплохой способ выяснить это, вспомнив, какие ситуации вас, как правило, беспокоят на совещаниях. Что чаще всего вызывает ваше недовольство: когда начинают излишне копаться в частностях или когда, минуя конкретику, говорят о проблеме в целом.

Читайте материал по теме: Как справиться с первопричиной стресса

Оба этих аспекта являются неким дополнением к личному темпераменту, профессиональным навыкам и традиционным ролям в организации. Некоторые менеджеры проектов склонны уделять больше внимания процессам, другие же тщательнее концентрируются на людях. Среди экстравертов есть те, кто предпочитает рассматривать картину в целом, и те, кто больше склонен погружаться в детали.

Третий шаг нашей методики состоит в том, чтобы объединить эти аспекты и узнать наконец, какого стиля мышления вы придерживаетесь в тех или иных условиях или обстоятельствах.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте