Прочее

Врожденное и приобретенное в поведении

Дмитрий Жуков

Реальное поведение человека, как и всех прочих животных, формируется в результате обучения. Легче всего обучение происходит на основе врожденных компонентов поведения — потребностей и программ действия. Например, котенка можно отучить интересоваться хрупкими предметами, если стрелять в него из водяного пистолета, когда он приближается к запретному месту. Но обучение будет эффективнее, если вместо холодной воды использовать другое отрицательное подкрепление — имитировать крик кота. Коты в дикой природе часто убивают встретившихся им котят, а у котят в рамках инстинктивной программы избегания опасности имеется врожденный пусковой стимул — крик взрослого кота.

У человека нет врожденных программ поведения (кроме поднимания бровей при встрече доброго знакомого), но имеются врожденные потребности. У каждого индивидуума свой спектр потребностей, и он будет легче всего обучаться и эффективнее реализовывать приобретенные программы поведения, если эти программы сформированы на основе его врожденных предпочтений. Одному нужен кнут, другому — пряник, а третьему — доброе слово.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте