Прочее

Как конкурировать со всем миром

Дмитрий Изместьев

«Мы всегда думали, что конкурируем с Four Seasons, а после появления Airbnb оказалось, что со всем миром….» — заявил недавно директор по маркетингу популярной сети отелей. Как возникла такая невиданная конкуренция? И как с ней бороться? Над этими вопросами сегодня ломают головы советы директоров крупнейших компаний. Хотя это не только их головная боль. Новые бизнес-модели приходят на смену традиционным не только в крупном бизнесе. Отсидеться в сторонке не удастся никому.

Суть «синдрома Uber» буквально одной фразой описал Джуди Лемке, IT-директор компании Schneider: «Конкурент с совершенно иной бизнес-моделью вторгается в вашу отрасль и раздавливает вас». Как известно, в Uber благодаря несложному приложению каждый человек может работать таксистом, а система рейтингов по отзывам клиентов сортирует водителей на «хороших» и «плохих».

Поняв все преимущества и простоту этой схемы, сегодня ее пытаются приложить к любой сфере бизнеса. Наша страна — не исключение. За последние пару лет появилось несколько сервисов по уборке квартир — самый известный на сегодняшний день Qlean. Есть интересный сервис маникюра на дому Shelly. И даже — по уходу за могилами «Открытое кладбище».

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

А в это время в далекой Америке уже работает Amazon Home Serviсe — связывающий потребителей и провайдеров услуг с помощью Uber-модели. Подписчики сервиса набирают пакет необходимых регулярных или разовых домашних услуг, выбирают время, затем по графику к ним приходят специалисты и выполняют заказанную работу — убирают квартиру, стригут газон, выгуливают собаку, дают уроки музыки. Сейчас доступно около 100 видов услуг, постепенно их перечень будет расширяться. Подрядчики конкурируют между собой за каждый заказ, как на бирже фрилансеров. При этом сервис не только предлагает набор услуг как таковых, но и «уберизирует уберизаторов»: вы можете выбрать, с каким из них лучше сотрудничать. В России развивается аналог AHS—YouDo.

Вашему бизнесу Uber-модель не грозит? Возможно. Но главная особенность современного этапа развития IT состоит в том, что каждый день появляются новые, низкозатратные и одновремено суперэффективные бизнес-модели. Сегодня уже большинство руководителей во всем мире уверены (об этом свидетельствуют сразу несколько опросов бизнес-лидеров), что информационные технологии приведут к новым схемам ведения бизнеса.

Но как именно они повлияют на каждую конкретную отрасль — единого мнения нет. Например, больше половины руководителей считают, что огромное влияние может оказать, казалось бы, такой незначительный фактор, как возможность иметь рабочее место в «любом месте» или не иметь его вовсе. Возможность вести бизнес в виртуальной среде без дорогостоящих офисов и привязанных к ним сотрудников — это еще одна уже хорошо зарекомендовавшая себя бизнес-модель.

Если раньше так работали в основном сами IT-компании, особенно те, где большинство сотрудников — программисты, тестировщики, технические писатели, то с развитием доступа в интернет такая бизнес-модель начала проникать и в другие отрасли. Самый известный пример на нашем рынке «Тинькофф Банк», у которого нет ни одного отделения.

Обслуживание клиентов ведется через сайт, электронную почту, телефон и социальные сети. В основном бэк-офисе банка работает порядка 950 человек, еще около 5000 человек трудится в «домашнем call-центре», то есть у себя дома. При этом число клиентов, по данным самого банка, более 2 млн человек.

До сих пор речь шла о сфере разного рода услуг, но это не значит, что другие бизнесы не подвержены цифровой трансформации. В сфере торговли и логистики на сегодняшний день существуют несколько успешных бизнес-моделей нового поколения — условно их можно назвать модель от Amazon и модель от Alibaba.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте