Прочее

Топ-менеджеры все реже засиживаются в одной компании

Елена Горелова / «Ведомости»

Директора американских компаний все чаще меняют работу, и это происходит потому, что лояльность менеджмента к работодателям падает. Работодатели все более придирчиво выбирают кандидатов на высшие управленческие должности и ждут, что вновь нанятые высокооплачиваемые директора быстро обеспечат рост финансовых показателей компаний.

Директор по персоналу Кори Хеллер заказывает себе новые визитные карточки довольно часто: с 1996 года он сменил девять мест работы, причем в шести компаниях не задержался и трех лет. В 2015 году его наняла крупная медицинская компания Intermountain Healthcare (один из крупнейших работодателей отрасли в США, объединяет 22 больницы и 180 поликлиник). По мнению Хеллера, высокоэффективный менеджер должен уходить из компании через три года, если его профессиональный рост прекратился. Несколько лет назад на пестрый послужной список Хеллера работодатели посмотрели бы косо, но сейчас стереотипы начинают разрушаться, говорят рекрутеры и бизнес-тренеры. Согласно данным статистического управления минтруда США, средний срок работы на одном месте работников в возрасте от 25 до 34 лет в 2014 году составлял три года, для всех работников в возрасте 25 лет и старше – 5,5 года. А по данным ExecuNet, средний срок работы топ-менеджеров на одну компанию в 2015 г. составил 4,1 года.

В России средний срок службы директора в одной компании еще короче. По данным исследования Talent Equity Institutе (подразделение компании Ward Howell), по сменяемости гендиректоров наша страна значительно обгоняет западные страны: каждый третий российский гендиректор не успевает проработать в компании и года. За последние 10 лет 70% компаний в России сменили гендиректоров: 24% сделали это дважды, а 22% – трижды или чаще, гласит исследование Talent Equity Institutе. Авторы исследования проанализировали в 2014 году смену гендиректоров в 160 российских компаниях с годовой выручкой от $1,5 млрд. В кризис акционеры требуют от кандидатов быстрых действий по выводу компаний из убытков, сокращению издержек и стабилизации продаж и часто выгоняют несправившихся уже через год-полтора, отмечает Маргарита Тяжова, директор по развитию бизнеса Hays в России.

Простые цели

Директора американских компаний объясняют охоту к перемене мест тем, что стремятся к дальнейшему профессиональному росту, пишет The Wall Street Journal. В России топ-менеджеры тоже ссылаются на это. Более 60% руководителей объясняют смену работы тем, что им нужны более интересные задачи, показало недавнее исследование агентства «Контакт». По словам управляющего партнера «Контакта» Марины Тарнопольской, российские компании сократили горизонт планирования – раньше стратегии составлялись на 5–10 лет, а теперь максимум на 3 года – и ставят директорам краткосрочные цели. Эффективные руководители достигают результатов полтора-два года спустя после найма, уточняет она. И если новых задач нет – уходят.

Растет доля менеджеров, которые переходят в другие индустрии, замечает Тарнопольская. Этот тренд поддерживают сами работодатели, которые заинтересованы в притоке свежих управленческих кадров. По словам Тарнопольской, 25% работодателей – заказчиков «Контакта» просят подобрать руководителя из другой сферы. Это позволяет компаниям получить человека, который привнесет свежий взгляд и новый опыт, отмечают рекрутеры. Американские директора считают частые переходы из отрасли в отрасль доказательством, что они способны быстро добиваться успеха. Хеллер с 1990 года успел поработать в семи отраслях. По его мнению, знание практик из разных отраслей помогло ему быстро адаптироваться и строить устойчивые организационные структуры.

Он не справился

Настоящие причины замены гендиректоров в России замалчиваются, считает Дмитрий Дереляк, управляющий партнер компании Formatta (входит в Ward Howell Group). В 2015–2016 годах доля увольнений управленцев из-за неэффективности работы в общем числе смен директоров выросла вдвое, до 30–40%, говорит он. Но только каждый пятый-шестой такой случай становится известен рынку, потому что компании открыто обычно не признают, что гендиректор не справился. Отставки маскируют другими причинами, например, переводом на должность советника председателя совета директоров. Когда рынок рос, вклад гендиректора оценить было сложно, а сейчас достаточно ему сделать пару ошибок – и выручка падает, поясняет Дереляк. Никто не будет ждать, пока новый гендиректор раскачается. Средний срок службы гендиректора на одном месте в России составляет 2,8 года, уточняет он.

Быстрая замена 17% из 2500 крупнейших публичных компаний мира поменяли гендиректоров в 2015 году, что стало рекордным показателем за последние 16 лет, говорится в исследовании компании PwC.

«Мы спрашиваем соискателей о личных достижениях и слышим в ответ: «заседал в совете директоров», «участвовал в разработке стратегии» и прочие общие фразы, но и с этих постов могут выгнать через год», – замечает владелец сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров. По его словам, на рынке немало тех, кто лишился должности за формальное выполнение обязанностей. «Руководителем легко притвориться. Барменом притвориться тяжелее – бокалы разобьешь, – а руководитель может свалить вину на подчиненных и падающий рынок», – говорит Гончаров.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте