Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что не так с устойчивым развитием

Дейв Янг , Мартин Ривз , Рич Хатчинсон
Иллюстрация: xmocb/Getty Images

Гонка устойчивого развития началась. Корпорации, инвесторы и правительства по всему миру взяли на себя амбициозные обязательства по снижению негативного влияния своей деятельности на общество и окружающую среду.

Однако есть одна проблема: новые решения неизбежно спровоцируют появление «узких мест» в отношении тех ресурсов, инфраструктур и возможностей, от которых они зависят. Несмотря на то, что количество доступных ресурсов устойчивого развития будет расти за счет инвестиций и инноваций, во многих областях скорость роста спроса, вероятно, будет опережать прирост предложения, что усилит конкуренцию и скажется на ценах.

В результате мы вступим в эпоху дефицита, обусловленного стремлением к устойчивому развитию, которая принесет с собой как новые риски, так и новые возможности — а также вероятность изменения конкурентной динамики во многих отраслях на ближайшее десятилетие.

Возьмем, к примеру, использование углеродных кредитов. Многие компании рассчитывают на них на промежуточном этапе или в реализации долгосрочной стратегии сокращения выбросов парниковых газов. Однако мы в BCG ожидаем, что в ближайшее десятилетие их будет существенно не хватать. Согласно нашему анализу, даже в консервативном сценарии чистое предложение углеродных кредитов, ежегодно поступающих на рынок, будет меньше необходимого на 300 млн метрических тонн эквивалента двуокиси углерода в 2030 году. Вероятно, рыночный дефицит будет усугубляться комплексным эффектом от того, что дефициты прошлых лет будут накладываться друг на друга, пока компании попытаются компенсировать как текущие, так и прошлые выбросы.

Проблемы, сопряженные с курсом на устойчивое развитие, уже настигают следующие категории:

Дальновидные компании уже пытаются обеспечить себе ресурсы, которые понадобятся им в будущем, прежде чем дефицит станет нормой. Так, Apple, Tesla и Volkswagen уже приняли меры для обеспечения доступа к будущим поставкам важных металлов, заключив долгосрочные контракты с производителями. Тем временем другие компании предпринимают шаги для решения надвигающегося дефицита переработанного пластика. Nestlé и Unilever инвестировали по $30 млн и $15 млн соответственно в фонд прямых инвестиций, занимающийся инвестициями и поддержкой развития компаний, участвующих в производственно-сбытовой цепи вторичной переработки пластмасс. PepsiCo и Coca-Cola вложили значительные средства в исследования и разработку альтернатив пластику, обучение потребителей и инфраструктуру переработки, чтобы преодолеть ожидаемую нехватку переработанного ПЭТ.

Выявляя потенциальные «узкие места» и готовясь к их преодолению, дальновидные компании могут предпринять необходимые шаги для смягчения предстоящих ограничений и превращения их в конкурентное преимущество.

Шаги, которые компании могут предпринять прямо сейчас

С учетом ограниченности ресурсов устойчивого развития компании должны разработать портфель стратегических и тактических ответных мер для снижения рисков и использования открывшихся возможностей. В зависимости от конкретного ресурса, о котором идет речь, пакеты ответных мер должны включать:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте