Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Сингапур стал предпринимательским раем

Скотт Энтони

«Ты чокнулся!» — вот что мне чаще всего отвечали американские венчурные капиталисты, когда я делился планами переехать вместе с семьей в Сингапур и лично следить за ростом филиала Innosight, которому предстояло заняться вопросами инвестиции и бизнес-инкубации. Поскольку я прежде инвестициями не занимался, я старался набраться мудрости у специалистов. Но разговоры складывались примерно в таком духе:

— С какой стати в Сингапур? Там ничего интересного не предвидится.

Ну да, соглашался я. На тот момент Сингапур не мог похвастаться множеством стартапов. Но предпосылки — как раз подходящие для того, чтобы начать что-то делать. Там, словно в Силиконовой долине, сложились мощные исследовательские институты на фоне очень мягкого к конкуренции законодательства — условия, которые, согласно последним научным выводам, наилучшим образом способствуют инновациям. Сингапур можно также сравнить с Израилем — маленькая территория, природные ресурсы ограничены, а значит, для экономического роста требуются макроэкономические инновации. Обе страны поощряют иммиграцию квалифицированных специалистов, в обеих обязательная военная служба (в Израиле также и для женщин); Дан Сенор и Сол Зингер в книге «Start-up Nation» называют израильскую армию рассадником инноваций.

— Да, но у израильтян и американцев инновации в крови, а сингапурцы вовсе к этому не склонны, — возражали мои собеседники.

— Назовите хотя бы один удачный сингапурский стартап. Мне ничего на ум не приходит.

Серьезный аргумент. Если бы в 2010 году я попросил сингапурцев перечислить успешные местные стартапы, они бы несколько минут раздумывали, а потом припомнили бы разве что Creative Labs. Эта компания стала пионером на рынке аудиотехники, она заняла нишу MP3 раньше, чем Apple. Но она была основана в 1981 году, и пик ее доходности прошел десять лет назад. В 2007 году компания была вычеркнута из котировок NASDAQ, и ее доходы существенно сократились.

Помня все эти предостережения, я все же прибыл в марте 2010 года в Сингапур. На первых порах и впрямь трудно было раздобыть интересные предложения по инвестициям. Парочку мы отыскали, но то была иголка в стоге сена — в огромном ворохе любительских, а то и откровенно наивных проектов.

Читайте материал по теме: Дядя, расскажите мне про Сингапур!

Перенесемся в 2015 год — остров преобразился до неузнаваемости! Десятки, если не сотни интереснейших стартапов, многие из них сосредоточены в 71-ом квартале, поблизости от кампуса INSEAD, Национального университета Сингапура и спонсируемых правительством инновационных бизнес-инкубаторов с названиями прямиком из сериала «Звездный путь»: как вам, к примеру, Fusionoplis и Biopolis? The Economist назвал 71-й квартал «самой плотной в мире предпринимательской экосистемой».

Когда мы только осваивались в Сингапуре, мы получали весть о создании стартапа раз в несколько месяцев, а уже через год инвесторы монетизировали свой успех, либо продавая акции и доли в деле, либо входя в более крупную компанию. Ныне стартапы возникают чуть ли не каждую неделю, инвестиции в отрасль высоких технологий возросли с $30 миллионов в 2011 году до миллиарда в 2013-м, а закрытий мы в 2014 году насчитали всего десять, и некоторые ликвидации в глобальных масштабах малозаметны, как клиентская служба ценой в $30 миллионов, приобретенная провайдером чата Zopim. Но были и крупные: японская интернет-компания Rakuten приобрела провайдера стрим-видео Viki за $200 миллионов.

Успех Сингапура особенно удивителен на фоне консервативной репутации этого острова-государства, особенно если сравнивать подобный успех с еще недавним застоем. Правительства всего мира стараются привлечь предпринимателей, получить новые рабочие места и вдохнуть жизнь в экономику — тем полезнее всмотреться в три элемента, которые в совокупности породили успех Сингапура.

Приветливая обстановка. Сингапур часто ставят на первое место в мире по удобству ведения бизнеса. Правила, разумеется, действуют и здесь, но они четко обозначены и не слишком обременительны. Создать новую компанию можно за считанные часы, а то и минуты. Интеллектуальная собственность строго оберегается, законы прозрачны. Вопросы иммиграции здесь обсуждаются столь же бурно, как и в других странах, но Сингапур облегчает приток высококвалифицированных специалистов, а инвесторам выдает особый бизнес-паспорт. Этот чистый, эффективно работающий остров-государство, имеет определенные преимущества по качеству жизни перед Шанхаем, Манилой, Джакартой и Бангкоком.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Правительство позаботилось о том, чтобы избавиться от старого представления о своей стране как о неинтересном месте (страну даже в шутку называли «Singa-bore», то есть «скучный Сингапур»), мол, и развлечься там было негде. Теперь тут имеется два казино, киностудия, крупнейший в Азии аквариум, «ботанический сад, маскирующийся под парк аттракционов» (Gardens by the Bay), многопрофильный стадион на 55 тыс. мест, рестораны с мировой славой и современный аэропорт, позволяющий быстро покидать остров и возвращаться.

Серьезные правительственные инвестиции. Предприниматели давно уже рассчитывают на гранты и различные программы, облегчающие на первых порах развитие нового дела. В 2008 году в рамках National Framework for Innovation and Enterprise (NFIE) правительство создало Фонд (Early Stage Venture Investment Fund). Эта инициатива, вдохновленная совместной программой Израиля и США, которая называется Binational Industrial Research and Development Foundation, помогла пяти компаниям с венчурным капиталом получить значительную помощь от государства. Годом позже мы предложили правительству разработать в тех же рамках новую программу. В конце концов она получила название Technology Incubation Scheme (здесь любят слово «схема») и помогла привлечь в страну множество инвесторов на следующих условиях: они вкладывают 15% капитала, а государство — 85%.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте