Как Сингапур стал предпринимательским раем | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Сингапур стал
предпринимательским раем

Сингапур часто ставят на первое место в мире по удобству ведения бизнеса.

Автор: Скотт Энтони

Как Сингапур стал предпринимательским раем

читайте также

Компания раздора

Ирина Пешкова

Баффетт или Маск: о чем на самом деле поспорили два миллиардера

Уолтер Фрик

CRM для телекома: что выбрать?

Пуха Юрий

Информационная угроза

Елена Евграфова

«Ты чокнулся!» — вот что мне чаще всего отвечали американские венчурные капиталисты, когда я делился планами переехать вместе с семьей в Сингапур и лично следить за ростом филиала Innosight, которому предстояло заняться вопросами инвестиции и бизнес-инкубации. Поскольку я прежде инвестициями не занимался, я старался набраться мудрости у специалистов. Но разговоры складывались примерно в таком духе:

— С какой стати в Сингапур? Там ничего интересного не предвидится.

Ну да, соглашался я. На тот момент Сингапур не мог похвастаться множеством стартапов. Но предпосылки — как раз подходящие для того, чтобы начать что-то делать. Там, словно в Силиконовой долине, сложились мощные исследовательские институты на фоне очень мягкого к конкуренции законодательства — условия, которые, согласно последним научным выводам, наилучшим образом способствуют инновациям. Сингапур можно также сравнить с Израилем — маленькая территория, природные ресурсы ограничены, а значит, для экономического роста требуются макроэкономические инновации. Обе страны поощряют иммиграцию квалифицированных специалистов, в обеих обязательная военная служба (в Израиле также и для женщин); Дан Сенор и Сол Зингер в книге «Start-up Nation» называют израильскую армию рассадником инноваций.

— Да, но у израильтян и американцев инновации в крови, а сингапурцы вовсе к этому не склонны, — возражали мои собеседники.

— Назовите хотя бы один удачный сингапурский стартап. Мне ничего на ум не приходит.

Серьезный аргумент. Если бы в 2010 году я попросил сингапурцев перечислить успешные местные стартапы, они бы несколько минут раздумывали, а потом припомнили бы разве что Creative Labs. Эта компания стала пионером на рынке аудиотехники, она заняла нишу MP3 раньше, чем Apple. Но она была основана в 1981 году, и пик ее доходности прошел десять лет назад. В 2007 году компания была вычеркнута из котировок NASDAQ, и ее доходы существенно сократились.

Помня все эти предостережения, я все же прибыл в марте 2010 года в Сингапур. На первых порах и впрямь трудно было раздобыть интересные предложения по инвестициям. Парочку мы отыскали, но то была иголка в стоге сена — в огромном ворохе любительских, а то и откровенно наивных проектов.

Читайте материал по теме: Дядя, расскажите мне про Сингапур!

Перенесемся в 2015 год — остров преобразился до неузнаваемости! Десятки, если не сотни интереснейших стартапов, многие из них сосредоточены в 71-ом квартале, поблизости от кампуса INSEAD, Национального университета Сингапура и спонсируемых правительством инновационных бизнес-инкубаторов с названиями прямиком из сериала «Звездный путь»: как вам, к примеру, Fusionoplis и Biopolis? The Economist назвал 71-й квартал «самой плотной в мире предпринимательской экосистемой».

Когда мы только осваивались в Сингапуре, мы получали весть о создании стартапа раз в несколько месяцев, а уже через год инвесторы монетизировали свой успех, либо продавая акции и доли в деле, либо входя в более крупную компанию. Ныне стартапы возникают чуть ли не каждую неделю, инвестиции в отрасль высоких технологий возросли с $30 миллионов в 2011 году до миллиарда в 2013-м, а закрытий мы в 2014 году насчитали всего десять, и некоторые ликвидации в глобальных масштабах малозаметны, как клиентская служба ценой в $30 миллионов, приобретенная провайдером чата Zopim. Но были и крупные: японская интернет-компания Rakuten приобрела провайдера стрим-видео Viki за $200 миллионов.

Успех Сингапура особенно удивителен на фоне консервативной репутации этого острова-государства, особенно если сравнивать подобный успех с еще недавним застоем. Правительства всего мира стараются привлечь предпринимателей, получить новые рабочие места и вдохнуть жизнь в экономику — тем полезнее всмотреться в три элемента, которые в совокупности породили успех Сингапура.

Приветливая обстановка. Сингапур часто ставят на первое место в мире по удобству ведения бизнеса. Правила, разумеется, действуют и здесь, но они четко обозначены и не слишком обременительны. Создать новую компанию можно за считанные часы, а то и минуты. Интеллектуальная собственность строго оберегается, законы прозрачны. Вопросы иммиграции здесь обсуждаются столь же бурно, как и в других странах, но Сингапур облегчает приток высококвалифицированных специалистов, а инвесторам выдает особый бизнес-паспорт. Этот чистый, эффективно работающий остров-государство, имеет определенные преимущества по качеству жизни перед Шанхаем, Манилой, Джакартой и Бангкоком.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Правительство позаботилось о том, чтобы избавиться от старого представления о своей стране как о неинтересном месте (страну даже в шутку называли «Singa-bore», то есть «скучный Сингапур»), мол, и развлечься там было негде. Теперь тут имеется два казино, киностудия, крупнейший в Азии аквариум, «ботанический сад, маскирующийся под парк аттракционов» (Gardens by the Bay), многопрофильный стадион на 55 тыс. мест, рестораны с мировой славой и современный аэропорт, позволяющий быстро покидать остров и возвращаться.

Серьезные правительственные инвестиции. Предприниматели давно уже рассчитывают на гранты и различные программы, облегчающие на первых порах развитие нового дела. В 2008 году в рамках National Framework for Innovation and Enterprise (NFIE) правительство создало Фонд (Early Stage Venture Investment Fund). Эта инициатива, вдохновленная совместной программой Израиля и США, которая называется Binational Industrial Research and Development Foundation, помогла пяти компаниям с венчурным капиталом получить значительную помощь от государства. Годом позже мы предложили правительству разработать в тех же рамках новую программу. В конце концов она получила название Technology Incubation Scheme (здесь любят слово «схема») и помогла привлечь в страну множество инвесторов на следующих условиях: они вкладывают 15% капитала, а государство — 85%.

Для нас этот уровень поддержки все изменил. Мы давно уже хотели заняться венчурными инвестициями. Но едва ли нам, оказавшимся за тысячи миль от американской штаб-квартиры, не имеющим большого опыта жизни и работы в этой стране, удалось бы без государственной поддержки получить достаточное финансирование, чтобы выстроить надежное портфолио перспективных проектов. Разумеется, это не было подарком. Всем участникам программ ESVF и TIS предстояло выполнять серьезные обязательства, тем более что государство не брало на себя содержание команды, а стартапу требуется, как правило, несколько лет, прежде чем он начнет приносить прибыль. Инвесторам нужно было найти деньги для того, чтобы внести свои 15% и покрыть дальнейшие расходы. В одну минуту экосистема не создается, но постоянные и упорные усилия правительства привели к стремительному росту стартапов Сингапура.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Широкое применение «мягкой силы» для преодоления скрытых препятствий. Давнее заблуждение: бизнесмены легко идут на риск, потому что почти ничего не имеют. Исследования показали, что решающим толчком к предпринимательству зачастую становится получение наследства или щедрый подарок. Потрясающее развитие Сингапура за последние полвека привело к тому, что многие граждане имеют некоторый запас денег и могут заняться новым делом, не рискуя последним долларом.

Однако еще десять лет тому назад лучшие кадры уходили в крупные банки или во власть: это казалось гораздо надежнее, чем открывать собственное дело. Зато в последние годы политические лидеры постоянно обсуждают тему предпринимательства и его роль в стране(посмотрите хотя бы запись в фейсбуке премьер-министра Ли Сяньлуна. Государство спонсирует инновационные программы университетов (студентов Национального университета Сингапура отправляют за границу для приобретения опыта в других бизнес-инкубаторах), государственная телекомпания MediaCorp (признаюсь, я вхожу в ее редсовет) несколько программ посвящает предпринимательству.

О том, как изменились времена, можно судить по Anafore, компании, которую мы финансировали два года назад. Ее предложение — программный продукт в виде сервиса. ReferralCandy помогает маленьким фирмам организовывать кампании по сбору клиентских отзывов. Ее основали два сингапурца, Динеш Раджу и Зак Чень, получившие образование за счет государства в одном из лучших университетов мира (Карнеги-Меллон). В предыдущем поколении такие выпускники либо шли на государственную службу, либо искали работу в другой стране, а ныне их компания разместилась в 71-ом квартале и быстро растет.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Эти три ингредиента формируют позитивный тренд: предприниматели добиваются успеха и готовы его повторить. Например, в 2010 году Мелвин Юань стал соучредителем YFind Technologies: умные технологии этой компании помогают найти человека в здании, проследив взаимодействие его смартфона с точками доступа Wi-Fi. На этой технологии основываются некоторые весьма ценные для бизнеса методики — например, в розничных магазинах, проанализировав передвижения покупателей, выявляются «горячие точки». В 2012 году мы финансировали этот стартап за счет фонда, в который государство вложило 85% средств, а в 2013 году компанию перекупил американский провайдер Wi-Fi услуг Ruckus Wireless. Юань хорошо заработал на этой сделке, и вирус предпринимательства забродил в его крови. Он решил создать новый проект — использовать подрывные инновации, чтобы люди, которые ищут оригинальные произведения искусства, могли сразу же найти еще не раскрученных художников во всех концах света.

Успешные сингапурские предприниматели уже вкладываются в следующее поколение стартапов. Например, Ниан Го, который в 2005 году основал Asian Food Channel, в 2011 вложился в Chope, региональный портал бронирования столиков в ресторанах (и мы опять же поддержали его финансами). После того как в 2013 году Scripps Networks Interactive приобрела Asian Food Channel, Го создал собственную инвестиционную фирму и собирается финансировать местные предприятия.

Во всем мире инвесторы начинают обращать внимание на Сингапур. Недавно 500 Startups Дейва Маклюра инвестировала в местный портал недвижимости. Известные в мире компании венчурного капитала, такие как Sequoia и DFJ, приходят на местный рынок. В феврале Тим Дрэпер («D» в DFJ) заявил, что Сингапур — отличная площадка для стартапов. В 2014 году правительство привлекло к участию в программе ESVF новые организации, среди них есть и старые игроки (Walden International, которая участвовала и в программе 2008 года), и действительно новые, как Monk’s Hill Ventures. Многие инвесторы используют Сингапур как трамплин, чтобы попасть на развивающие рынки региона — в Индонезию, на Филиппины, во Вьетнам. Если охватить перспективу в целом, то вот вам пример: из 156 компаний по программному обеспечению, основанных с 2003 года и общей стоимостью свыше миллиарда долларов, почти треть базируется в Азии.

Собирается уже критическая масса компаний — и инновационный конвейер Сингапура становится самодостаточным. Пока еще ни один местный стартап не вырвался на международный уровень, но я уверен, что в ближайшие пять лет это произойдет. Ставлю на RedMart, который может расширить свою деятельность — интернет-поставки продуктов в Сингапуре — и выйти на розничные продуктовые рынки Индонезии и других стран. А может быть, это будет Anchanto, один из наших стартапов, который создает платформу «логистики как услуги»: с ее помощью маленькие фирмы смогут войти в лабиринт интернет-торговли и преуспеть. А еще Clearbridge Biomedics с ее подрывными инновациями — диагностика рака с помощью «жидкой биопсии»; Garena, чья популярная гейм-платформа привлекла более 100 миллионов человек (и цена компании перевалила за психологический порог в $1 миллиард); Reebonz, чей luxury интернет-портал гремит на всю Юго-Восточную Азию. Я мог бы перечислить еще с десяток привлекательных местных стартапов.

Конечно, у каждого региона есть свои недостатки. Здесь имеется достаточный (или даже избыточный) посевной капитал и многие инвесторы готовы выписывать крупные чеки, чтобы хоть одной ногой ступить на этот рынок, и предпринимателей в Сингапуре за последние годы заметно прибавилось, но все еще трудно набрать действительно хорошую команду для создания новой компании. И риск «долины смерти», через которую фирма проходит на пути от многообещающего старта к реальной жизнеспособности, все еще очень велик.

Но если в ближайшие пять лет нынешний темп роста сохранится, меня уже не станут спрашивать, чем Сингапур так привлекателен для инвесторов.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена