Этика и репутация

Харизма в законе

Борис Щербаков

Мир людей многолик, сколько людей — столько и мнений. В бизнесе работают тоже самые обычные люди, и они подвержены всем смертным грехам, у них есть все возможные таланты или отсутствие оных, они так же могут ошибаться, как любой человек в любой сфере деятельности. Но вот что интересно: пресловутая «харизма», коей наделяют отдельного индивида люди и общественное мнение, дает как бы некую индульгенцию ему (ей) для дальнейших действий, и уже не столь вызывающими кажутся нелепые одежды и поведение на переговорах, не столь провинциально-абсурдными — архитектурные пристрастия и т.д. Одним словом, «харизма» все спишет, ибо ежели она есть, значит, человек имеет право на неортодоксальное поведение. Я даже не пытаюсь оспорить этот постулат, он имеет аксиоматическое значение, харизматики не склонны к рефлексии по поводу своих ошибок и отсутствия культуры поведения, они обладают иммунитетом от общественной оценки, если она не исходит от более могущественного «харизматика», правда. В бизнесе «харизму» часто приравнивают к большим или очень большим деньгам. Если человек сверхбогат или сверхвлиятелен, то общественное мнение допускает многие отклонения от нормы, стыдливо опуская глаза при откровенном хамстве с партнерами, подрядчиками, сотрудниками, при очевидной управленческой паранойе, выматывающей людей полночными бдениями, ощущением страха и незащищенности, благо закон смотрит сквозь пальцы (когда нужно) на такие особенности поведения «харизматиков». Практическое отсутствие корпоративного управления в некоторых компаниях предопределяет бесконтрольность владельца- «харизматика» в принятии решений, будь то запуск очередного разорительного и абсурдного, но милого сердцу бизнес-проекта, или тривиальная уголовщина, вроде выбивания долгов у проворовавшегося экспедитора (которого я совсем не защищаю, вор должен сидеть в тюрьме!). Несовершенство законодательной среды, увы.

Один видный деятель российской нефтянки, по рассказам очевидцев, проходя по приемной, где его ожидали люди, тыкал пальцем в каждого сидящего с вопросом «это кто?» и, получив ответ, демонстративно, прилюдно отменял назначенные с ними встречи с использованием ненормативной лексики. Ну и что, кого это сегодня удивляет? На его месте мог бы оказаться и руководитель строительной компании, банка, металлургический магнат, ритейловый барон. Все они — носители харизмы, необремененные сдерживающим этическим кодексом.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте