Харизма в законе | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Харизма
в законе

Все вещи надо бы называть своими именами, несмотря на милую «харизму».

Автор: Борис Щербаков

читайте также

Секретная добавка

Елена Евграфова

Двоичное сознание как еще один тормоз развития

Елена Евграфова

Жизненный успех зависит от генов

Что делать, если вокруг все плохо

Кристин Порат,  Майк Порат

Мир людей многолик, сколько людей — столько и мнений. В бизнесе работают тоже самые обычные люди, и они подвержены всем смертным грехам, у них есть все возможные таланты или отсутствие оных, они так же могут ошибаться, как любой человек в любой сфере деятельности. Но вот что интересно: пресловутая «харизма», коей наделяют отдельного индивида люди и общественное мнение, дает как бы некую индульгенцию ему (ей) для дальнейших действий, и уже не столь вызывающими кажутся нелепые одежды и поведение на переговорах, не столь провинциально-абсурдными — архитектурные пристрастия и т.д. Одним словом, «харизма» все спишет, ибо ежели она есть, значит, человек имеет право на неортодоксальное поведение. Я даже не пытаюсь оспорить этот постулат, он имеет аксиоматическое значение, харизматики не склонны к рефлексии по поводу своих ошибок и отсутствия культуры поведения, они обладают иммунитетом от общественной оценки, если она не исходит от более могущественного «харизматика», правда. В бизнесе «харизму» часто приравнивают к большим или очень большим деньгам. Если человек сверхбогат или сверхвлиятелен, то общественное мнение допускает многие отклонения от нормы, стыдливо опуская глаза при откровенном хамстве с партнерами, подрядчиками, сотрудниками, при очевидной управленческой паранойе, выматывающей людей полночными бдениями, ощущением страха и незащищенности, благо закон смотрит сквозь пальцы (когда нужно) на такие особенности поведения «харизматиков». Практическое отсутствие корпоративного управления в некоторых компаниях предопределяет бесконтрольность владельца- «харизматика» в принятии решений, будь то запуск очередного разорительного и абсурдного, но милого сердцу бизнес-проекта, или тривиальная уголовщина, вроде выбивания долгов у проворовавшегося экспедитора (которого я совсем не защищаю, вор должен сидеть в тюрьме!). Несовершенство законодательной среды, увы.

Один видный деятель российской нефтянки, по рассказам очевидцев, проходя по приемной, где его ожидали люди, тыкал пальцем в каждого сидящего с вопросом «это кто?» и, получив ответ, демонстративно, прилюдно отменял назначенные с ними встречи с использованием ненормативной лексики. Ну и что, кого это сегодня удивляет? На его месте мог бы оказаться и руководитель строительной компании, банка, металлургический магнат, ритейловый барон. Все они — носители харизмы, необремененные сдерживающим этическим кодексом.

Вы скажете, что мир большого бизнеса жесток, и будете правы. Вы скажете, что нельзя терять человеческое начало ни при каких условиях, и это тоже верно. Но, на мой непросвещенный взгляд, истина в этом вопросе лежит все-таки не посередине, как обычно, а на стороне человеческого измерения, и все вещи надо бы называть своими именами, несмотря на милую «харизму». Подлость — подлостью, хамство — хамством, глупость — глупостью и так далее.