Феномены

«Биохакеры хотят превратить себя в машину»

Юлия Фуколова
Фото: Фото: Олег Яковлев

Люди давно ищут способы, как прожить долго, оставаясь здоровыми и эффективными, и для кого-то таким способом становится биохакинг. О том, что это такое, почему вокруг биохакинга много спекуляций и как энтузиасты от медицины стимулируют научный прогресс, рассказывает кандидат биологических наук, руководитель отдела регенеративной медицины ПАО «Институт стволовых клеток человека» Вадим Зорин.

HBR Россия: Что такое биохакинг и почему все, что с ним связано, стало таким популярным?

Зорин: Биохакинг — это оптимизация работы организма, состояния здоровья и самочувствия с помощью науки, технологий и глубоких знаний о физиологии человека и принципах правильного питания. Биохакерство — сфера молодая, она зародилась в США. Дело в том, что фундаментальная наука развивается очень быстро, ученые делают многогранные открытия, но многое требует подтверждений и дальнейших исследований. Прикладная наука не всегда успевает за этими открытиями. В Америке биохакинг в целом отличается от того, что мы видим в России. Там энтузиасты задаются целью отредактировать или даже изменить геном, они полноценно экспериментируют на себе, публикуют статьи.

Например, в 2015 году директор американской биомедицинской компании BioViva Лиз Пэрриш сделала себе две инъекции с генами, отвечающими за производство фоллистатина и теломеразы. Фермент теломераза, в частности, обеспечивает удлинение концов хромосом — теломер, от которых зависит продолжительность жизни клетки. В итоге теломеры Лиз стали соответствовать организму, который моложе на 20 лет ее собственного. Эти данные были подтверждены независимыми исследованиями. Популярный биохакер Джозайя Зейнер из Калифорнии опубликовал руководство о применении метода редактирования генома CRISPR в домашних условиях и в 2017 году публично ввел себе генноинженерный конструкт, который останавливает потерю мышечной массы с возрастом.

К представителям Кремниевой долины, которые любят исследовать свои биомаркеры и познавать себя с помощью девайсов, подтягиваются наиболее радикальные приверженцы здорового образа жизни. Их цель — апгрейд всего организма, повышение продуктивности, снижение стресса, улучшение сна, физических и умственных возможностей. Биохакеры хотят превратить себя в машину и совершать трудовые подвиги, много и эффективно работать и меньше уставать. Без фармакологического вмешательства здесь очень сложно, особенно если организм не приспособлен.

А что происходит с биохакингом в России?

В России биохакинг напоминает, скорее, усовершенствованный ЗОЖ, не более того. Серьезные препараты, стимуляторы, которые используют за границей, у нас не достать, какие-то и привозить запрещено. Словом, мало общего с тем, что делают на Западе.

Сам термин «биохакинг» стал популярен после публикации предпринимателя Сергея Фаге, который потратил на свое здоровье $200 тыс. Он писал, что ежедневно принимает около 60 биодобавок, спит по 8,5 часов, не пьет, не курит и собирается дожить как минимум до 120 лет. Есть и другие люди, называющие себя биохакерами, в числе самых известных — основатель компании Biodata Станислав Скакун и Денис Варванец из «Лаборатории биохакинга». В Москве ежегодно проводится конференция Biohacking Conference Moscow. Как заявляют организаторы, здесь можно узнать, как управлять организмом и здоровьем, продлить жизнь и повысить продуктивность, улучшить свое моральное и физическое состояние. Кстати, я сам пару месяцев назад выступал на Восточном экономическом форуме на пленарной сессии по здоровью с докладом «Биохакинг: игры разума, или что такое любовь к жизни». 

Кто чаще увлекается биохакингом — энтузиасты, чудаки или солидные ученые?

Биохакинг интересует многих, особенно продвинутую молодежь и всех, кто не хочет отставать от прогресса, от стремительных изменений в науке, медицине, биологии. Если ты молод и научился зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, то куда их вкладывать, чтобы заработать еще больше? Кто-то идет на фондовый рынок, а кто-то начинает с себя, с разных чекапов, чтобы разработать программу управления собственным здоровьем. В сторону биохакинга смотрят многие, кому интересно разобраться, как с умом применить уже имеющиеся знания, и может ли это быть полезно для остальных.

Биохакинг интересен, многогранен, но вокруг него много споров. Большинство врачей его не понимают или считают вредным. Например, мой друг, врач-гериатр Валерий Новоселов, относится к биохакингу скептично, но не потому, что биохакеры пытаются сломать какую-то программу. Проблема в том, что большинство из них не имеют базового медицинского или биологического образования.

Есть ли у биохакинга что-то общее с персонализированной медициной?

И то, и другое направлено на сохранение здоровья. Только биохакинг — это в основном управление собственным здоровьем в ручном режиме, когда сам на все руки мастер. Если же мы говорим о персонализированной медицине, то это помощь пациентам, в основе которой подбор индивидуальных диагностических, лечебных, превентивных мероприятий, подходящих для конкретного человека. Биохакинг как таковой заточен на здорового индивидуума, который хочет улучшить свое физическое и ментальное состояние. Он точно не ощущает себя пациентом.

Биохакеры, прежде всего, хотят оставаться молодыми и сильными. А что такое биологический возраст и насколько он может отличаться от паспортного?

До недавнего времени биологический возраст считался условным понятием. Точно измерять его не умели, разве что оценить, как выглядит человек внешне, в какой он физической форме. Можно было сделать лишь общие выводы, соответствует ли человек своему паспортному возрасту или нет. Как оказалось, биологический возраст зависит от так называемых эпигенетических факторов — это питание, сон, физическая активность и даже от того, где вы родились. Биологический возраст людей, живущих в Сочи (фотостарение) и Якутии (суровые холода), будет отличаться. Экологические условия, вредные привычки, тяжелая физическая работа тоже влияют на биологический возраст. Ученые долго искали универсальные показатели для его определения, и в 2013 году исследователь Стив Хорват выдвинул новаторскую идею. Он решил вычислять биологический возраст на основе определенных маркеров ДНК и предложил эпигенетические часы, которые так и стали называть — часы Хорвата. Идею подхватили другие ученые, и сейчас мы можем довольно точно оценить биологический возраст человека или даже его органов. Например, ткань молочных желез у женщин стареет значительно быстрее, чем головной мозг. Хорват продолжил исследования и предложил еще одни часы — GrimAge, которые могут показывать, сколько лет жизни осталось человеку.

Впрочем, на данный момент нет строгих доказательств, что какие-либо «часы» можно использовать для определения биологического возраста человека и на основании этого проводить антивозрастные интервенции. Хотя в США компания Zymo Research делает такого рода исследования, а в России компания Gero выпустила приложение для часов, где искусственный интеллект определяет фактический возраст человека, отслеживая его физическую активность в течение суток. Стоит ли оценивать подобным образом свой возраст или нет, каждый решает сам. Я лично этого делать не стал, чтобы не столкнуться с когнитивным диссонансом, если ожидания не оправдаются.

Многие ученые считают, что старение — это болезнь. А вы как думаете?

Старение, без преувеличения, — одна из самых больших загадок биологии. Специалисты не могут прийти к единому мнению, какой же триггер запускает этот процесс, случайный он или все же генетически запрограммирован. И почему, в конце концов, организм умирает. Более того, попытка повлиять на старение расколола научное сообщество: одни считают, что это программа, которую можно «взломать», другие (как, например, Илья Мечников еще сто лет назад) — что это болезнь, которую можно лечить.

Об авторе

Юлия Фуколова — бывший старший редактор проекта «Большие идеи».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте