20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти себя, когда кажется, что всё потеряно

Клаудио Фернандес-Араос
Sean Gladwell/Getty Images

Представляя, что будет, когда пандемия COVID-19 пойдет на спад или закончится, многие начинают говорить о «возврате к норме». Но самые мудрые используют это время, чтобы перестроиться, перезагрузиться и создать себя заново.

Всемирный кризис и вызванные им изменения в нашей жизни дают нам уникальную возможность: найти новую идентичность, роль или работу, которая лучше соответствует нашим талантам, амбициям и целям. Для тех, кто хочет многого добиться и найти в своей жизни смысл, сейчас лучшее время, чтобы проложить новый путь, и я хотел бы предложить несколько советов.

В размышлении о будущем иногда полезно заглянуть в прошлое. Одна из моих любимых историй о том, как превратить трагедию в успех (которую я очень подробно изучил), — это история жизни Игнатия де Лойолы, основателя Общества Иисуса (более известного как орден иезуитов). Но в 1521 году эта история была еще не написана.

Поворотные точки

20 мая того года в Игнатия, сироту, который поступил в армию и активно участвовал в придворной жизни, попало пушечное ядро. Когда раны зажили, выяснилось, что после перелома кости срослись неправильно, поэтому ногу пришлось еще раз сломать и вправить. Анестезии тогда не было, и после этих процедур Игнатий заболел еще сильнее. К тому же наставник и фактически второй отец Игнатия, главный королевский казначей, лишился своей привилегированной позиции.

Раненый, больной, оставшись без работы и без начальника, Игнатий мог бы отказаться от своих амбиций, но он только укрепился в своих намерениях. Он решил поправиться и изменить мир.

Следующие несколько лет он посвятил тому, чтобы определить свою миссию. Почти год Лойола провел в пещере, пересматривая свои ценности, а потом написал «Духовные упражнения» — религиозную книгу о важности рефлексии и выбора самого благого из путей. Он решил стать священником, но для этого нужно было знать латынь, поэтому в 33 года он снова пошел в школу. Сначала Лойола изучал грамматику в Барселоне вместе с маленькими мальчиками, а затем отправился за лучшими научными знаниями в университеты Алькалы, Саламанки и Парижа. Там он не только учился, но и искал самых талантливых соратников, которые помогли бы ему выполнить его миссию, и учил их сам. Наконец, в 1540 году, почти не имея стартового капитала, он основал религиозный орден иезуитов, члены которого давали особый обет — отправиться в ту точку мира, где они были нужнее всего.

Уже через десять лет ордену удалось открыть больше 30 университетов и создать таким образом крупнейшую в мире сеть высшего образования. Иезуиты стали доверенными лицами европейских монархов, китайского императора династии Мин, японского сёгуна и императора моголов в Индии. Орден продолжил работать и после смерти Лойолы в 1556 году. К концу XVIII века у иезуитов было больше 700 институтов на пяти континентах по всему миру — и даже сегодня они остаются влиятельной силой.

Я больше 30 лет работаю консультантом по подбору топ-менеджеров и часто консультирую людей в переломные моменты жизни, примерно такие же, как у Игнатия после ранения. В переломный момент обычные люди (а на тот момент Лойола был вполне обычным человеком) должны принять решение, что им делать дальше. Каждый день я старался не только заниматься своими основными обязанностями (консультировать компании по вопросам подбора персонала и развития лидерских качеств), но и встречаться с кем-нибудь, кто остался без работы, кто недоволен своей текущей должностью или хочет начать новую главу своей жизни.

Мне повезло провести искренние разговоры больше чем с 4 тыс. людей, которые стремились изменить свое будущее. Я учился у каждого из них и понял, что те, кому, как Лойоле, удалось воспользоваться переломным моментом и сделать свою жизнь богатой, осмысленной, успешной и счастливой, уделяли внимание шести главным аспектам.

Шесть главных аспектов

Первые три аспекта — это компетенции, репутация и связи.

Компетенции

К ним относятся не только необходимые навыки для тех или иных конкретных должностей или позиций, но и другие, косвенные навыки. Некоторые из этих умений напрямую зависят от сферы — например, свои обязательные знания есть в сферах операционного управления, маркетинга или финансов. Игнатию для новой карьеры понадобились латынь и теология, и он изучал их вместе со студентами, которые были вдвое моложе него. Это «пороговые компетенции», технические навыки, обойтись без которых невозможно. Так, например, любому предпринимателю нужны знания бухгалтерского дела.

Для любой руководящей должности нужны и другие, не менее важные навыки: строгий самоанализ, умение контролировать свои эмоции, высокий уровень энергии, эмпатия, знание социополитической ситуации, умение вдохновлять людей и влиять на них, а также работать в команде и решать конфликты. Эти компетенции относятся в основном к сфере эмоционального и социального интеллекта. Они связаны с нашей способностью управлять собой и отношениями с другими людьми.

Лойола, хотя он и изучал вместе со своими компаньонами технические навыки, не сомневался, что главный ключ к успеху — это именно «мягкие» навыки. И его «Упражнения», которые по-прежнему читают и используют во всем мире, призваны помочь человеку «победить самого себя и упорядочить свою жизнь силой решения, свободного от какого бы то ни было неупорядоченного влечения».

Как показал Дэниел Гоулман в своем бестселлере 1995 года «Эмоциональный интеллект», исследования доказали: мягкие навыки важнее, чем IQ. Это самые главные и важные компетенции лидеров на высшем уровне.

Репутация

Еще один важный аспект — это репутация (то, что о вас говорят после того, как вы выходите из комнаты или из встречи в Zoom). Чтобы построить репутацию, для начала нужно чего-то добиться.

Игнатий понял это на своем горьком опыте: его дважды сажали в тюрьму за то, что он распространял свои «Упражнения», не будучи священником. После этого он решил не просто получить формальное образование, а достичь вместе со своими последователями высших уровней академического мастерства. Он отправился из Саламанки в Парижский университет, который тогда был одним из самых престижных учреждений высшего образования и привлекал лучших и умнейших студентов со всего мира. Образование и опыт работают на репутацию, поэтому им следует уделять большое внимание.

Важно также достигать в развитии своих навыков высоких результатов. Эксперт по менеджменту Питер Друкер считал, что выдающихся показателей достигают те, кто концентрируется на своих сильных сторонах и на том, что любит. Сегодня новые работодатели, клиенты и покупатели всегда находятся от нас на расстоянии одного клика или запроса в друзья, поэтому стало еще проще заниматься любимым делом, тем, что вам удается лучше всего и за что вам готовы платить, и ваши возможности в этом не ограничены кругом знакомств или географией. Так, в молодости я жил в Аргентине и работал на местную компанию, затем поехал работать в Европу, а теперь благодаря современным коммуникациям вернулся на родину, продолжая сотрудничать с иностранной фирмой профессиональных услуг. Я много путешествую, но работаю в основном из дома (за исключением редких командировок). Мои клиенты живут по всему миру, и я занимаюсь вещами, которые для меня действительно важны.

Еще одна опора репутации — это независимость. Сохраняйте интеллектуальную честность и устраняйте все реальные, потенциальные и кажущиеся конфликты интересов. Например, много лет назад один хороший друг сказал мне, что никто не будет воспринимать меня как эксперта по кадрам, пока я остаюсь партнером в фирме по подбору кадров, и я понял, что должен постепенно уйти из этой фирмы, хотя очень ее любил. Это было непростое решение, но в конце концов оно дало мне намного больше свободы и независимости и улучшило мою репутацию.

Связи

Ищите новые возможности, распространяйте свою работу и учитесь у самых лучших.

Конечно, бывают времена, когда нам нужно срочно расширять свою сеть контактов — например, когда мы остаемся без работы или когда мы недовольны своей работой и ищем новое место. В таких случаях я рекомендую действовать систематически: составьте список из 100 стратегических контактов (включая как потенциальных работодателей, так и источники) и спланируйте, как вы будете к ним обращаться. Более подробное описание такого подхода есть в этой статье. Но в спокойные времена я рекомендовал бы действовать намного более целенаправленно. Сконцентрируйтесь на одной или, максимум, двух сетях знакомств и постарайтесь рассказать о своей работе и создать для себя новые возможности. Например, я на протяжении нескольких десятилетий работал в первую очередь через компанию Egon Zehnder и ее 69 офисов в 42 странах. Но затем я постепенно, но решительно перешел на поддержку знакомств из Гарвардской школы бизнеса. Время от времени я связываюсь с ключевыми контактами и стараюсь поддерживать с ними близкие отношения.

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторе

Клаудио Фернандес-Араос (Claudio Fernandez-Araoz) — бывший советник глобальной компании Egon Zehnder, специализирующейся на подборе высших руководящих кадров, автор книги «Выбор сильнейших».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте