Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что сдерживает рост компании Uber

Скотт Энтони

Как потребитель, я в полном восторге от Uber. На прошлой неделе я был на ужине в относительно отдаленной части Сингапура. Когда он закончился, консьерж в отеле с бешеным упорством по трем телефонам пытался вызвонить свободные такси для пятнадцати теряющих терпение людей. Я нажал на три кнопки и через 12 минут мой водитель был на месте. Uber прост, и он прекрасно работает.

Также Uber мне нравится постольку, поскольку я изучаю (и преподаю) теорию подрывных инноваций. Проблемы, с которыми встречается эта компания по мере выхода на все новые и новые рынки, хорошо иллюстрируют правильный подход к подрывному потенциалу конкретной идеи.

Это важно, потому что организации, придерживающиеся стратегии подрывных инноваций, имеют самые высокие шансы спровоцировать мощный рост и преобразить рынок. Не использующие их фирмы также могут преуспеть, но им придется бороться гораздо упорнее и потратить значительно большее количество ресурсов.

Применяя фундаментальное исследование подрывных инноваций Клэйтона Кристенсена, мы выявили три ключевых аспекта, которые влияют на конечные результаты инновационных компаний.

Во-первых, потенциальный «подрывник» должен выбрать такой метод, который позволил бы людям добиваться важных для себя целей наиболее легким и дешевым путем. Такой новичок делает сложное простым, а дорогое доступным. Именно это дает ему потенциал раздвинуть границы существующего рынка или же добиваться прибылей за счет низких цен и высокого качества.

В этом деле Uber преуспел. Во многих городах мира вызвать такси — это мучительно сложная задача. Блестяще сделанный интерфейс Uber решает эту проблему просто и изящно. Бывали случаи, что клиенты жаловались на резкий скачок цен во время особо высокого спроса на услуги сервиса. Например, в исключительно плохую погоду или в новогоднюю ночь. Но, похоже, нет другой компании из всех, основанных в последние пять лет, у которой была бы такая лояльная клиентская база.

Во-вторых, новатор должен разработать некое закулисное преимущество: способ производства товара или оказания услуги, который потребителю кажется почти волшебным и при этом плохо поддается копированию другими фирмами. В идеале у передовой организации есть собственная технология, которая делает его предложение на рынке простым и доступным. Или же она разработала инновационную операционную модель, позволяющую бизнесу по мере роста сохранять уровень издержек на голову ниже, чем у конкурентов. Любое из этих преимуществ (а в идеале — оба) помогает новатору устоять в тот неизбежный миг, когда конкуренты попытаются повторить его успех.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте