Что сдерживает рост компании Uber | Большие Идеи
Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что сдерживает рост компании Uber

Скотт Энтони
Что сдерживает рост компании Uber

Как потребитель, я в полном восторге от Uber. На прошлой неделе я был на ужине в относительно отдаленной части Сингапура. Когда он закончился, консьерж в отеле с бешеным упорством по трем телефонам пытался вызвонить свободные такси для пятнадцати теряющих терпение людей. Я нажал на три кнопки и через 12 минут мой водитель был на месте. Uber прост, и он прекрасно работает.

Также Uber мне нравится постольку, поскольку я изучаю (и преподаю) теорию подрывных инноваций. Проблемы, с которыми встречается эта компания по мере выхода на все новые и новые рынки, хорошо иллюстрируют правильный подход к подрывному потенциалу конкретной идеи.

Это важно, потому что организации, придерживающиеся стратегии подрывных инноваций, имеют самые высокие шансы спровоцировать мощный рост и преобразить рынок. Не использующие их фирмы также могут преуспеть, но им придется бороться гораздо упорнее и потратить значительно большее количество ресурсов.

Применяя фундаментальное исследование подрывных инноваций Клэйтона Кристенсена, мы выявили три ключевых аспекта, которые влияют на конечные результаты инновационных компаний.

Во-первых, потенциальный «подрывник» должен выбрать такой метод, который позволил бы людям добиваться важных для себя целей наиболее легким и дешевым путем. Такой новичок делает сложное простым, а дорогое доступным. Именно это дает ему потенциал раздвинуть границы существующего рынка или же добиваться прибылей за счет низких цен и высокого качества.

В этом деле Uber преуспел. Во многих городах мира вызвать такси — это мучительно сложная задача. Блестяще сделанный интерфейс Uber решает эту проблему просто и изящно. Бывали случаи, что клиенты жаловались на резкий скачок цен во время особо высокого спроса на услуги сервиса. Например, в исключительно плохую погоду или в новогоднюю ночь. Но, похоже, нет другой компании из всех, основанных в последние пять лет, у которой была бы такая лояльная клиентская база.

Во-вторых, новатор должен разработать некое закулисное преимущество: способ производства товара или оказания услуги, который потребителю кажется почти волшебным и при этом плохо поддается копированию другими фирмами. В идеале у передовой организации есть собственная технология, которая делает его предложение на рынке простым и доступным. Или же она разработала инновационную операционную модель, позволяющую бизнесу по мере роста сохранять уровень издержек на голову ниже, чем у конкурентов. Любое из этих преимуществ (а в идеале — оба) помогает новатору устоять в тот неизбежный миг, когда конкуренты попытаются повторить его успех.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как стать «почти бесстрашным»
Марк Бончек,  Мэнди Гонзалес
Как заставить оппонента играть честно
Дэниел Канеман,  Макс Базерман