Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках инноваций

Грэм Кенни
Фото: Kevin Schafer/Getty Images

Сейчас, когда бизнес пытается оправиться от пандемии, я часто слышу один и тот же совет, обращенный к менеджерам: ищите свежие идеи в других отраслях.

Классический пример — сборочный конвейер Генри Форда. Идею этого изобретения он подсмотрел в мясоперерабатывающей промышленности. На бойнях применялись «разборочные линии»: туши перемещали вдоль подвесного рельса от одного рабочего к другому, и каждый из них выполнял определенную задачу. Форд просто изменил направление процесса и совершил революцию в промышленности.

Присматриваться к другим отраслям очень полезно, но опыт, накопленный мной более чем за три десятилетия работы в сфере стратегического консалтинга, показывает, что это не всегда работает. Попробую объяснить, в чем заключаются сложности этого подхода, и как их преодолеть.

Сложность первая: отсутствие полномочий

Блэр работает директором завода, входящего в транснациональную компанию по производству товарного бетона. Я спросил его, обращался ли он к опыту других отраслей в поисках «креативных решений», например, в таких областях, как работа с заказчиками и ценовая политика. Он ответил кратко и без обиняков: «Это не входит в круг моих обязанностей».

Его задача — следить за тем, чтобы бетоносмесительные установки работали без перебоев, чтобы поставки сырья не запаздывали, а заказчики и персонал были довольны. Ясно, что он поглощен проблемами производства, и ему совершенно нет дела до того, что происходит в других отраслях. Из опыта я знаю, что дела до этого нет никому в компании, вплоть до самого верха.

Сложность вторая: отсутствие власти

Вероника — менеджер по продажам в медийной компании. Она продает вещательное время рекламным агентствам. Кроме того, у нее в подчинении пять специалистов по продажам. На мой вопрос о поиске стратегических идей за пределами собственной отрасли она ответила вполне определенно: «Этого нет в моих должностных инструкциях, но даже если бы и было, у меня не тот статус, чтобы что-то менять».

Вероника часто контактирует с компаниями из других отраслей, продавая им рекламное время, и ее нередко впечатляют их стратегии. Но опробовать их на своем предприятии не в ее власти, так что ее прозрения пропадают зря.

Сложность третья: неуверенность

Неуверенность коренится в опасениях, что переносить практики одной отрасли в другую слишком трудно, а в худшем случае невозможно. Особенно склонны так думать медработники — они уверены, что их проблемы уникальны и любая инициатива по внедрению опыта иных отраслей в их организации обречена на провал.

Один из моих клиентов — фирма, управляющая поселком-пансионатом для престарелых. У нее были проблемы с обеспечением безопасности, что влекло за собой прямые потери в страховых выплатах и в виде повышенных страховых премий. Помимо этого, возникли трудности с привлечением и удержанием персонала. Отраслевые нормы и стандарты были соблюдены, так что у коллег по цеху организация вряд ли могла чему-либо научиться. Я предложил обратиться к опыту производственной компании Dupont, которая далека от ухода за престарелыми, но известна своей фанатичной приверженностью безопасности. Работники восприняли это скептически: какое отношение к их деятельности имеет производственная компания?

Преодоление сложностей

Учитывая то, какие выгоды сулит поиск идей вне своей отрасли, непростительно упускать такую возможность, ссылаясь на упомянутые выше препятствия. Ведь их вполне можно преодолеть.

Об авторе

Грэм Кенни (Graham Kenny) — генеральный директор австралийского консалтингового агентства Strategic Factors, признанный эксперт в области стратегии и измерения эффективности, помогающий руководителям и советам директоров в частном, государственном и некоммерческом секторах.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте