Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Всё сложно: что делать, если начальник живет в своей реальности

Томас Чаморро-Премузик
BRUNO VINCENT/STAFF/GETTY IMAGES

Люди различаются не только ростом, музыкальной одаренностью и чувством юмора, но и способностью понимать, какими их видят другие. Ее обычно относят к области самосознания, хотя более уместно было бы назвать это осознанием других, то есть способностью понимать влияние собственных действий на других людей и, следовательно, восприятие ими.

Неудивительно, что самосознание неизменно присутствует во всех моделях лидерства, ведь одна из задач лидера — ведение и сплочение команды, поэтому он обязательно должен осознавать влияние собственных действий на других людей. Например, руководитель решает, нужно ли хвалить или критиковать неэффективного сотрудника, чтобы его мотивировать, как лучше донести свое мнение, чтобы у подчиненных возникло понимание смысла задачи и ощущение цели, и как исполнять роль амбассадора бренда для компании. Лидер не сможет справиться с этими задачами без умения предвидеть, как подчиненные, команда и компания воспримут его действия.

И все же самосознание встречается крайне редко. Так, по данным психологического исследования, реальная компетентность людей и ее самовосприятие совпадают менее чем на 10%, в основном из-за того, что люди не так искусны в этом, как им кажется. Эта тенденция к необоснованному завышенному мнению о себе еще сильнее проявляется среди руководителей, во многом благодаря тому, что на руководящие должности часто назначают не по-настоящему компетентных людей, а тех, кто уверен в себе. В особенности это касается мужчин. Вместе с тем эволюционные психологи долгое время утверждали, что одна из причин повсеместного самообмана заключается в том, что самоуверенность помогает вводить в заблуждение других людей. Когда человек о себе высокого мнения, то, скорее всего, он не показывает неуверенности в чем-то, и окружающие принимают уверенность за компетентность.

Поскольку лидеры редко обладают самосознанием, большинству из нас рано или поздно придется работать с начальником, которому не достает этого качества. Это про вас? Ваш случай не единственный. Вот три рекомендации, основанные на данных исследований, которые помогут в работе с такими руководителями.

Помогите начальнику. Хотя критика в адрес вышестоящих лиц может грозить подчиненным неприятностями, она также является самым ценным источником информации для оценки эффективности лидера. Показав руководителю, что он упускает с точки зрения коллектива, вы без лишней грубости или негативного настроя поможете ему понять, что испытывает его команда или другие сотрудники компании. Если лидер не в полной мере лишен самосознания, то есть если это качество он может развить, такой подход поможет ему в понимании ключевых характеристик команды или компании, которые самостоятельно он определить не может. При условии, что руководитель достаточно любопытен и готов учиться, а вам хватает навыков, чтобы добиться его внимания, вам удастся повысить как уровень самосознания руководителя, так и свой. Станьте проводником вашего начальника к лучшему пониманию рабочей атмосферы. Однако главное — делать это тактично, а не открыто навязывать свою точку зрения. Вот несколько примеров: «Кажется, Джон сегодня в плохом настроении. Вы заметили?», «Вам не кажется, что Дженни переутомилась?» или «Можно поделиться с вами кое-какими соображениями об Изабель?»

Следующие два совета касаются более сложных случаев.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте