Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вредные советчики: почему люди не хотят делиться мнением, если оно не единственное

Дженнифер Логг , Лесли Джон , Франческа Джино , Хейли Бланден , Элисон Вуд Брукс
Иллюстрация: JORG GREUEL/GETTY IMAGES

Когда вы в последний раз советовались? Может быть, вы раздумывали в этот момент о важной для вас покупке, искали работу или обращались к кому-то за советом, чтобы разрешить какую-то серьезную проблему? В таких случаях мы часто стараемся собрать как можно больше информации, чтобы сделать правильный выбор, и именно поэтому можем обращаться к мнению других людей. Как показало одно из исследований, обращение к «мудрости толпы» действительно может позитивно отразиться на точности принимаемых решений. Но может ли мнение других иметь негативные последствия? Наше недавнее исследование, опубликованное в журнале «Organizational Behavior and Human Decision Processes» показывает, что может.

Безусловно, очень важно поступить «правильно», однако не менее важны и наши собственные впечатления, и отношения, которые мы строим с теми, кто дает нам советы. Стоит учесть, что обычно мы советуемся с людьми более высокого статуса, и их восприятие может оказывать значительное влияние на наше будущее.

В серии исследований мы попытались определить межличностные последствия стратегий поиска советов, исследуя реакцию людей, которые эти советы дают. В одном из исследований мы попросили 200 сотрудников из США вспомнить, когда у них просили совета, а также были ли они единственными, кто давал совет, или таких людей было в каждом конкретном случае несколько. Затем мы попросили их вспомнить свои впечатления о человеке, который искал совета: изменились ли их отношения после этого и какова вероятность, что в будущем они снова помогут ему.

Учитывая, что идея интересоваться мнением нескольких людей довольно распространена, мы ожидали, что советчики оценят такую стратегию как более грамотную. Однако результаты исследования говорят об обратном. Участники группы из нескольких советчиков не только оценивали спрашивающего совета как менее компетентного, но и отмечали большую социальную дистанцию с таким человеком, а также были менее заинтересованы в том, чтобы давать ему советы в будущем.

Что же вызвало такую негативную реакцию? Мы предположили, что советчики реагируют на сниженную вероятность того, что их совету последуют: чем у большего количества людей спросят совета, тем меньше вероятность следования каждому высказанному мнению. Люди склонны думать о самих себе и о своей точке зрения, а также стремятся повышать свой статус в ситуациях, когда их советам следуют. По этой причине им может казаться оскорбительной мысль о том, что их совет был отвергнут, что, в свою очередь, ведет к увеличению дистанции с тем, кто просил совета.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте