Личные качества и навыки

Грех пессимизма

Сергей Филонович

Растить в душе побег уныния — преступление, — писал Омар Хайям. Сейчас модно быть пессимистом. Действительно, реалии российского бытия каждый день заставляют нас вспоминать шутку американского политического комментатора Билла Пресса: «Все не так плохо, как кажется. Все гораздо хуже». И многие россияне, забывая, что это всего лишь шутка, твердо в нее верят и, что еще печальнее, действуют в соответствии с ней.

Давайте подумаем, куда нас приведет такая психологическая установка. Убеждение, что все плохо и лучше уже не будет, парализует творческую волю человека. Вместо того чтобы креативно действовать, он либо уходит в себя, либо ищет пристанище в другой стране. И то, и другое пагубно для личности. Это пагубно для социума. Это выгодно лишь тем, кто всеми силами стремится сохранить статус-кво. Эти люди, обратив очередного россиянина в пессимизм, радостно потирают руки: еще один потенциальный участник протеста нейтрализован! Хотим ли мы, чтобы консерватизм и реакция взяли верх? Вероятно, нет. Значит, необходимо противостоять пессимизму. Главная альтернатива ему — оптимизм.

Во времена моей юности огромной популярностью пользовался фильм «Айболит-66». Слова песенок, которые пели его герои, постепенно превратились в афоризмы. Подавляющее большинство людей помнит, что «нормальные герои всегда идут в обход», хотя многие даже не знают, откуда взята эта цитата. Любопытно, но я с первого же просмот­ра отдавал предпочтение афоризму из другой песенки этого фильма, а именно: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Замечу, что первую песню поет команда Бармалея, а вторую — команда Айболита.

Мне кажется, что многим россиянам полезно заново прослушать песню ­Айболита целиком. В ней дается ясное обоснование того, почему именно неприятную ситуацию надо оценивать позитивно. Это обоснование имеет непосредственное отношение к бизнесу и предпринимательству. Герои фильма поют о возможностях, которые не открылись бы, если бы не сложившаяся ситуация. А ведь любой интересный, креативный бизнес и состоит в поисках возможностей.

Иными словами, главный грех пессимизма в бизнесе — отказ от поиска возможностей для позитивной деятельности. Оптимист создает будущее: свое, своей компании и общества в целом. Пессимист будущее отрицает. Очень точно это выразил французский историк и политический деятель XIX века Франсуа Гизо: «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты — всего лишь зрители».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте