Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Аналитика или интуиция?

Томас Дейвенпорт

Мне часто задают вопрос, какова роль интуиции в аналитике и обработке данных. И я всегда уверенно отвечаю, что и в сугубо аналитических делах все равно остается немало работы для интуиции. Ведь что такое гипотеза? Интуитивная догадка, основанная на имеющихся в нашем распоряжении фактах. Единственное отличие аналитики от интуиции: нельзя удовлетвориться догадкой, приходится проверять и перепроверять гипотезу, пока не убедишься в ее правильности.

И компании, опирающиеся в своей деятельности на анализ данных, все же не обходятся без интуиции — тот сектор, к которому применяется анализ перспектив, как правило, выбирается интуитивно. Трудно себе вообразить, чтобы фирма проводила последовательное аналитическое исследование с целью выявить, какие сектора более всего нуждаются в таком исследовании! Выбор направления «главного удара» зависит от того, что подсказывает начальнику его «нутро». Например, Caesars Entertainment — компания, которая одна из первых ввела и последовательно применяла в своем бизнесе аналитические методы, первоначально интересовалась лояльностью клиентов и уровнем оказываемых услуг. Гендиректор Гэри Лавмен вспоминал, что фирму (тогда она называлась Harrah’s) тревожил низкий уровень лояльности клиентов, наведывавшихся в сеть ее казино. Занимаясь исследованиями в Гарвардской школе бизнеса, Лавмен изучал «доход от цепочки сервиса» — теорию, согласно которой благодаря улучшению сервиса повышаются и доходы компании. В некоторых отраслях эта теория уже была успешно опробована, однако к игровому бизнесу ее тогда еще никто не применял. Интуиция подсказала Лавмену осуществить ряд исследовательских проектов, использовать многолетний опыт аналитиков и перенести его именно в эту сферу, заняться проблемами сервиса и лояльности клиентов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте