Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие навыки нужны руководителям всех уровней

Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Несколько недель назад нам поручили проанализировать составленную клиентом модель компетентности для развития лидерства. Эта модель строилась на идее, что в разные периоды карьеры потенциальному лидеру следует сосредотачиваться на различных навыках. Например, в этой модели предполагалось, что рядовые управленцы должны стремиться к результату, а руководители высшего звена в первую очередь думать о стратегических перспективах.

На первый взгляд, эта схема оправдана, поскольку предполагается, что, усвоив некий навык, человек будет и впредь им пользоваться. Но, как ни странно, к спорту это правило неприменимо: спортсмены продолжают оттачивать одни и те же навыки на протяжении всей своей карьеры. И мы также вспомнили, что все знакомые и прекрасные топ-менеджеры отнюдь не забывают о результатах и многие рядовые управленцы (лучшие из лучших) вполне ясно представляют себе и цель, и стратегию. И мы задумались: в самом ли деле на одном этапе карьеры можно пренебречь одними навыками, а на другом — другими? Или же существует фундаментальный набор навыков, необходимых на любом уровне управленческой иерархии?

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы составили базу данных, расспросив 332 860 начальников, их коллег и подчиненных о том, какие навыки наиболее важны в нынешнем положении респондента. Каждый из них выбирал четыре пункта в предложенном нами списке из 16 компетенций. Затем мы сравнили данные по менеджерам разных ступеней.

Как и следовало ожидать, на перечень необходимых навыков влияло не только положение человека в организации, но и характер исполняемой работы и конкретные обстоятельства. И все же на всех четырех уровнях руководства обнаружилось удивительное единодушие в вопросе о том, какие навыки наиболее важны. И администраторы, и руководители высшего и среднего звена упорно перечисляли одни и те же качества, причем шесть из семи этих навыков оказались основными и в списке, предложенном топ-менеджерами. По мнению участников опроса, на любом уровне руководителям требуется сбалансированный рецепт из этих семи навыков. Остальные девять из предложенного списка выбирали вдвое реже, чем основные семь.

image

Получается, что базовые навыки особо и не меняются по мере продвижения менеджеров по карьерной лестнице. Вместе с этим наши данные указывают, что относительная ценность семи первостепенных навыков постепенно корректируется. На графике семь основных навыков представлены в том порядке, в каком их перечисляла группа младших администраторов. У менеджеров среднего звена на первое место выходит решение проблем, у старших — коммуникабельность поднимается на второе место, и только топ-менеджеры добавляют к списку основных еще один навык — стратегическое мышление. Этот пункт постепенно поднимался с последних мест все выше и, наконец, занял пятую позицию.

Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте