Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Какие навыки нужны руководителям всех уровней
Джек Зенгер , Джозеф ФолкманНесколько недель назад нам поручили проанализировать составленную клиентом модель компетентности для развития лидерства. Эта модель строилась на идее, что в разные периоды карьеры потенциальному лидеру следует сосредотачиваться на различных навыках. Например, в этой модели предполагалось, что рядовые управленцы должны стремиться к результату, а руководители высшего звена в первую очередь думать о стратегических перспективах.
На первый взгляд, эта схема оправдана, поскольку предполагается, что, усвоив некий навык, человек будет и впредь им пользоваться. Но, как ни странно, к спорту это правило неприменимо: спортсмены продолжают оттачивать одни и те же навыки на протяжении всей своей карьеры. И мы также вспомнили, что все знакомые и прекрасные топ-менеджеры отнюдь не забывают о результатах и многие рядовые управленцы (лучшие из лучших) вполне ясно представляют себе и цель, и стратегию. И мы задумались: в самом ли деле на одном этапе карьеры можно пренебречь одними навыками, а на другом — другими? Или же существует фундаментальный набор навыков, необходимых на любом уровне управленческой иерархии?
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы составили базу данных, расспросив 332 860 начальников, их коллег и подчиненных о том, какие навыки наиболее важны в нынешнем положении респондента. Каждый из них выбирал четыре пункта в предложенном нами списке из 16 компетенций. Затем мы сравнили данные по менеджерам разных ступеней.
Как и следовало ожидать, на перечень необходимых навыков влияло не только положение человека в организации, но и характер исполняемой работы и конкретные обстоятельства. И все же на всех четырех уровнях руководства обнаружилось удивительное единодушие в вопросе о том, какие навыки наиболее важны. И администраторы, и руководители высшего и среднего звена упорно перечисляли одни и те же качества, причем шесть из семи этих навыков оказались основными и в списке, предложенном топ-менеджерами. По мнению участников опроса, на любом уровне руководителям требуется сбалансированный рецепт из этих семи навыков. Остальные девять из предложенного списка выбирали вдвое реже, чем основные семь.
Получается, что базовые навыки особо и не меняются по мере продвижения менеджеров по карьерной лестнице. Вместе с этим наши данные указывают, что относительная ценность семи первостепенных навыков постепенно корректируется. На графике семь основных навыков представлены в том порядке, в каком их перечисляла группа младших администраторов. У менеджеров среднего звена на первое место выходит решение проблем, у старших — коммуникабельность поднимается на второе место, и только топ-менеджеры добавляют к списку основных еще один навык — стратегическое мышление. Этот пункт постепенно поднимался с последних мест все выше и, наконец, занял пятую позицию.
Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации