Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте спорить с реальностью!

Скотт Эдингер
Фото: Buena Vista Images/Getty Images

Способность принимать реальность такой, какая она есть, пожалуй, один из самых полезных и самых неверно понимаемых навыков руководителя. Эта концепция веками существовала в философии, а позднее появилась и в психологии. При правильном применении она помогает внедрять изменения. Как писал Карл Юнг, «мы не можем ничего изменить, пока не примем это. Осуждение не освобождает — оно угнетает». Но я не вижу, чтобы сегодняшние руководители в достаточной мере применяли принятие как ценный инструмент достижения результатов.

Возможно, принятие не кажется полезным навыком, особенно когда мы слышим о лидерах, которые волевым усилием побеждают реальность. Наиболее заметным примером будет Стив Джобс, чья способность заставлять людей делать невозможное стала легендой. Рассказывают, что Джобс искажал ощущение масштаба у своих сотрудников, и они считали невыполнимую задачу возможной — его коллеги даже дали название этому явлению: «поле искажения реальности». Сила воли — качество, достойное восхищения, однако оно часто преувеличено у лидеров, у которых отсутствует уравновешивающее его умение принимать реальность. Джек Уэлч, еще один популярный бизнес-лидер нашего времени и герой многочисленных книг и публикаций, говорил: «Смотри в глаза той реальности, которая существует сейчас, а не той, которая существовала прежде или есть только в твоих мечтах».

Насколько мне доводилось наблюдать, чаще всего первопричиной неудачного руководства оказывается неспособность принять границы происходящего или существующие обстоятельства и работать в них. Лидеры, не справляющиеся с реальностью, ведут себя грубо, агрессивно, раздражаются, избегают проблем и игнорируют сотрудников. Несколько лет назад я наблюдал, как CEO одной публичной компании кричал на президента подразделения, едва не срываясь на брань: «Меня не устраивает этот прогноз!» И потом несколько дней они вместе снова и снова пересчитывали прогнозные показатели выручки до более «приемлемого» уровня, пока CEO наконец не одобрил квартальный прогноз. На бумаге цифры выглядели лучше, однако они не отражали реального прогресса в работе с клиентами и вообще какой-либо реальности в компании.

Перенесемся в конец квартала. CEO был в ярости, потому что показатели дохода не отвечали пересмотренному и более приемлемому (для него) прогнозу. По иронии они точно соответствовали изначальному прогнозу. В результате топ-менеджер уволил ряд сотрудников и уменьшил важные внутренние инвестиции, чтобы бизнес работал с клиентами более эффективно. Цифры с самого начала говорили правду, но CEO не мог смириться и действовать в условиях реальности, которая ему не нравилась. Это создало лавину проблем для сотрудников и клиентов и отрицательно повлияло на будущую стоимость бизнеса.

События могли развиваться совсем по-другому. CEO и президент подразделения могли бы совместно разработать планы действий в различных обстоятельствах, чтобы восстановить желаемый уровень роста и расходов. Но нежелание CEO принять реальную ситуацию не оставило возможности для серьезного обсуждения и для каких-то изменений.

Подобное ежедневно происходит в компаниях по всему миру. Мы видим классический пример руководителя, недовольного обстоятельствами, результатами или даже сотрудником и настаивающего, что все должно быть по-другому. Удивительно, сколько времени, усилий и энергии тратят руководители на споры с реальностью. Чтобы принять ее такой, какая она есть, нужна храбрость, и только тогда вы и ваша команда начнете что-то менять.

Вот три направления, над которыми важно работать руководителям.

Принятие результатов

Возможно, случилось худшее, или просто результат оказался плохим. Речь может идти о неудачной стратегии, низких финансовых показателях, потере работы или любой другой неудаче. Руководители могут колебаться, негодовать, но пока они адекватно не примут происходящее, они не продвинутся вперед и не смогут вести за собой других.

Об авторе

Скотт Эдингер (Scott Edinger) — основатель Edinger Consulting, соавтор книги «Making Yourself Indispensable» и автор книги «The Hidden Leader: Discover and Develop Greatness Within Your Company».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте