Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хроника упадка Yahoo

Уолтер Фрек

Во время презентации корпоративного отчета Google за первый квартал 2006 года (напомним, что оставалось более года до появления первого айфона и более двух лет до первых смартфонов с ОС Android) тогдашний гендиректор компании Эрик Шмидт отдельно упомянул мобильные устройства:

— Я хотел бы рассказать, какого прогресса мы добились с мобильными телефонами, это еще одна стратегически важная для нас отрасль, — сообщил он слушателям, подчеркнув, что карты Google Maps сделались популярны у пользователей Blackberry, и добавив, что компания гарантирует возможность использования любого своего контента на телефонах.

В отчете Yahoo за тот же квартал мобильные телефоны упоминались разве что дважды: один раз в связи с рекламой на чемпионате мира по футболу, а во второй раз (если его можно учитывать) — когда речь зашла о новой программе, позволяющей звонить с компьютера.

Немало теорий выдвигалось для объяснения неудач Yahoo на рынке, когда компания, так и не сумев выйти из пике, стала искать покупателя. Чаще всего говорят о том, что Yahoo попросту проглядела рынок мобильных телефонов. «На тот момент, когда гендиректором в 2012 году стала Марисса Майер, они практически не занимались смартфонами», — писала Ваухини Вара в The New Yorker. Майер как раз и поручалось ввести корпорацию в «эпоху умных гаджетов» — с опозданием на целых пять лет. Apple и Google уже полностью доминировали на рынке мобильных операционных систем, появлялись все новые приложения от Facebook*. Вероятно, к 2012 году было уже поздно делать что-либо. Поезд ушел.

Заинтересовавшись этой гипотезой, я решил просмотреть отчеты и заявления компании Yahoo, чтобы понять, как она относилась в разные годы к смартфонам. В самом ли деле руководство не осознавало их роли на рынке или же понимать-то все понимали, но ничего не сумели предпринять?

Читайте материал по теме: Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет

Я изучил квартальные отчеты Yahoo и двух ее основных конкурентов с конца 2005 года до первого квартала 2016-го и подсчитал частотность употребления словосочетания «мобильное устройство» и слов «телефон», «смартфон».

Одно мне стало очевидно сразу: с появлением Майер в компании усиленно заговорили о мобильниках. Частота упоминания подскочила в 2012 году втрое по сравнению с 2011-м, и это случилось в тот самый момент, когда в Yahoo пришла Майер. И едва ли это совпадение: именно так новый гендиректор расставляет приоритеты в тот самый момент, когда возглавляет компанию:

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте