Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Альянс или покупка: правила выбора

Джеффри Дайер , Кале Прашант , Сингх Харбир

Сегодня компаниям все труднее добиваться стабильного роста. Поэтому они возлагают огромные надежды на стратегические альянсы и поглощения, рассчитывая с их помощью повысить объем продаж, поднять прибыль и курс акций. Это особенно характерно для развитых стран. В 1996—2001 годах, например, США охватил настоящий бум альянсов и поглощений: там было зафиксировано 74 тысячи поглощений и 57 тысяч союзов. Выходит, эти шесть лет компании каждый час подписывали по договору о приобретении или партнерстве, доведя общую сумму сделок до $12 трлн. Но постепенно их пыл угас. В 2002 году было осуществлено всего 7795 поглощений и создано 5048 совместных предприятий, тогда как в 2000 году, по данным Thomson Financial, количество соответствующих сделок достигло 12 460 и 10 349. Сейчас организации, нацеленные на активный рост, опять заинтересовались ­партнерскими проектами. В 2003 году американские компании подписали больше договоров о поглощении (8385) и заключили больше стратегических союзов (5789), чем годом ранее.

Чаще всего, однако, эти сделки оказываются неудачными: акционеры, как правило, ничего не выигрывают от поглощений — а то и вовсе проигрывают, а на стратегических альянсах обогащаются весьма скромно. По данным трех исследований, опубликованных в Strategic Management Journal, в первые десять дней по­сле объявления о покупке бизнеса акции при­о­бретателя дешевеют на 0,34—1%. (Цена акций поглощаемой компании растет в среднем на 30%, то есть большая часть стоимости достается ее акционерам.) Состояние объединившихся предприятий с годами не улучшается — это не вино, которому выдержка идет только на пользу. По информации журнала «Journal of Finance», через пять лет после слияния фирмы-покупатели становятся на 10% беднее. К тому же ­исследователи утверждают, что 40—55% альянсов быстро распадается и обе стороны несут финансовые потери. Проанализировав 1592 партнерских союза, образованных 200 американскими компаниями в 1993—1997 годах, мы обнаружили, что 48% из них просуществовали меньше двух лет.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте