Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Здравоохранение: как платить, чтобы нас лечили лучше
Майкл Портер , Роберт КапланСоединенные Штаты стоят на перепутье: государство не понимает, как лучше оплачивать медицинскую помощь. Доминирующая в США и многих других странах модель, при которой оплачиваются отдельные услуги, считается сейчас едва ли не самой серьезной помехой на пути совершенствования здравоохранения.
ИДЕЯ КОРОТКО
ПроблемаСША стоят на перепутье: государство не понимает, как лучше платить за медицинскую помощь. Плата за отдельные услуги — модель, доминирующая в настоящее время, — многим сейчас кажется едва ли не самой серьезной помехой к повышению качества медицинских услуг. Предстоит выбирать между двумя диаметрально противоположными принципами: подушным финансированием и комплексной оплатой. Ответственность велика; от выбора зависит, каким будет здравоохранение в будущем.
Опасность
Хотя подушное финансирование позволит чуть-чуть сэкономить в краткосрочной перспективе, все же это — не лучшее решение. Эта модель на руку нынешним крупным медицинским организациям, она лишает пациентов выбора, способствует консолидации здравоохранения и ограничивает конкуренцию, не требует ответственности за результаты лечения. Подушное финансирование, как и плата за отдельные услуги, не приведет к подлинному обновлению здравоохранения.
Возможность
Система комплексной оплаты заставит медучреждения конкурировать за каждого отдельного пациента — и выведет наконец здравоохранение на верный путь. В США и других странах существуют жизнеспособные, прошедшие проверку программы, доказывающие, что трудности перехода на систему комплексной оплаты уже преодолеваются.
Плата за услуги поощряет не качество и эффективность, а количество. Самая распространенная сейчас альтернатива — ежегодные фиксированные взносы медицинским организациям — ничем не лучше: они оторваны от реальных потребностей пациентов.
Нам нужен более совершенный способ оплаты медуслуг — чтобы поощрять организации, которые создают пациентам лучшие условия, то есть чтобы результаты лечения улучшались, а затраты сокращались. Набирает обороты движение за «финансирование в зависимости от качества», и это обнадеживает. В США Центры обеспечения услуг по страховым программам для пенсионеров и малообеспеченных граждан Medicare и Меdicaid (CMS), к чести своей, активно поддерживают этот принцип.
Но это еще не значит, что в системе здравоохранения США намечается некое единое решение. Идея «финансирования в зависимости от качества» настолько расплывчата, что в нее вписываются два противоположных подхода: подушное финансирование и комплексная оплата. При подушном финансировании медучреждение ежегодно получает фиксированную плату за каждое застрахованное физическое лицо и обязано обслуживать широкий круг пациентов. А при системе комплексной оплаты услуг их медучреждениям платят за то, что они следят за здоровьем пациента на протяжении всего цикла лечения, то есть за все процедуры, анализы и препараты, которые потребовались для лечения больных с сердечной недостаточностью, диабетом или артритом тазобедренного сустава. И если эта система кажется читателю знакомой, то только потому, что так мы обычно платим, покупая другие товары и услуги.
Широкая общественность и не подозревает, как бьются между собой сторонники двух принципов. Исход этой борьбы очень важен: плохо ли, хорошо ли, от этого зависит, каким будет здравоохранение на долгие годы вперед. Признавая, что подушное финансирование позволит в краткосрочной перспективе чуть сэкономить, мы убеждены, что все же это — не лучшее решение. Оно ограничивает свободу выбора пациентов и конкуренцию и не сможет заметно изменить траекторию развития сломавшейся системы. А благодаря принципу комплексной оплаты появится новый подход к оказанию медицинской помощи — и здравоохранение наконец выйдет на прямую дорогу.
Полумера: подушное финансирование
Подушное финансирование — идея не новая. Здравоохранение США не без помпы перешло на него в 1990-х, но вскоре этот принцип вызвал шквал критики и внедрять его стали с гораздо меньшим размахом. Сейчас есть переходные варианты, например Подотчетные медицинские организации (АСО — Ассоuntable care organizations), программа Medicare Shared Savings, поощряющая медучреждения, которые обеспечивают лучшее лечение, и альтернативные «контракты качества»; все это своего рода подготовка к подушному финансированию. Вступившее в программу АСО медучреждение отчитывается перед государством за результаты работы по 33 показателям. Если оно сэкономило (внедряя стандарты, сокращая дублирование процедур и т. д.) 2—4% от установленных тарифов за услуги, то получает 60—70% этих денег в качестве бонуса. То есть эта модель мотивирует медучреждения экономить средства госпрограмм и качественнее обслуживать пациентов. При полном подушном финансировании медучреждение берет себе разницу между суммой оплаты и своими фактическими затратами.
Система подушного финансирования отличается от модели оплаты конкретных услуг (fee-for-service; FFS) тем, что страховая компания (плательщик) больше не компенсирует медучреждению расходы на каждую оказанную им услугу. Она платит за каждого застрахованного только одной медицинской организации, которой становится выгодно снижать общую стоимость обслуживания населения, а это шаг вперед. Однако при этом сокращаются издержки прежде всего за счет самых затратных элементов: ограничивается применение дорогих тестов и препаратов, повторная госпитализация, сроки пребывания в стационаре, пациентов выписывают домой, а не направляют в реабилитационные центры. В 1990-х введение подушного финансирования потерпело фиаско, но из этого урока были сделаны некоторые выводы, и сейчас система предусматривает определенную ответственность поставщика услуг за их качество. Но оценивают качество по довольно расплывчатым показателям вроде удовлетворенности пациента и соблюдения стандартов, учитываются также общие результаты — например, коэффициент осложнений и повторной госпитализации.
Все это хорошо только на первый взгляд. Дело в том, что подушное финансирование, как и система оплаты конкретных услуг, создает конкуренцию не на том уровне и не по тем поводам, которые действительно важны для пациентов и здравоохранения в целом.