Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как защититься от иррациональной экономики: советы Дэна Ариэли

Маршалл Голдсмит

На этой неделе мы разбираем следующий вопрос:

Почему, несмотря на экономические исследования и рассуждения многочисленных экспертов, мы оказались не готовы к этой катастрофе? Как нам избежать подобных ситуаций в будущем?

МГ: Поскольку сам я не экономист, а психолог-бихевиорист, я обратился к Дэну Ариэли, автору бестселлера «Предсказуемая иррациональность» и профессору поведенческой экономики в Университете Дьюка. Далее следует его взгляд на проблему.

Во-первых, львиная доля того, о чем мы слышим от знатоков, — это стандартная экономическая теория. Стандартная и поведенческая экономика рассматривают одни и те же вопросы и явления, такие как проблема выбора, влияние вознаграждений, роль информации и т. д. Однако бихевиористкая модель экономики, в отличие от стандартной, изначально предполагает, что люди по своей природе иррациональны. Мы учитываем, как они ведут себя в реальности, и делаем это отправной точкой наших исследований.

В результате поведенческая экономическая теория обычно приходит к совершенно другим выводам относительно логики и воздействия любых факторов, начиная от ипотечных кредитов и банковских вкладов и заканчивая медицинским страхованием (причем речь идет как об отдельно взятом человеке, так и о бизнесе).

Во-вторых, рынок не всегда исправляет наши ошибки! Многие полагают, что, когда люди совершают разного рода просчеты, в рыночных условиях они в конечном счете друг друга компенсируют. На что поведенческая экономика возражает, что разные люди склонны допускать одни и те же ошибки, и эти индивидуальные ошибки могут на рынке накапливаться и оказывать суммарное воздействие.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

В качестве примера разберем ипотечный кризис конца нулевых. Рынок способствовал усилению негативного влияния неверных шагов. Значительное число людей прибегли к одному и тому же ошибочному решению, и рынок этих решений привел нас к той ситуации, в которой оказалась экономика.

Раздавая ипотечные кредиты, банкиры исходили из того, что их клиенты не захотят терять приобретенную недвижимость и будут вести себя соответствующим образом. Первое предположение было верным. Второе — нет. Потребители не знали, что делать, чтобы не утратить право собственности на свои дома.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте