Как защититься от иррациональной экономики: советы Дэна Ариэли | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как защититься от иррациональной экономики: советы
Дэна Ариэли

Многие полагают, что, когда люди совершают разного рода просчеты, в рыночных условиях они в конечном счете друг друга компенсируют.

Автор: Маршалл Голдсмит

Как защититься от иррациональной экономики: советы Дэна Ариэли

читайте также

Запутались в стратегии? Попробуйте математику

Грэм Кенни

Новая наука продавать

Ледингхэм Дайанн,  Марк Ковач,  Саймон Локке Хейди

Улучшая одно подразделение, вы не делаете лучше весь бизнес

Грег Сателл

Начните с третьего шага

Кэрз Джефф,  Мискел Джим

На этой неделе мы разбираем следующий вопрос:

Почему, несмотря на экономические исследования и рассуждения многочисленных экспертов, мы оказались не готовы к этой катастрофе? Как нам избежать подобных ситуаций в будущем?

МГ: Поскольку сам я не экономист, а психолог-бихевиорист, я обратился к Дэну Ариэли, автору бестселлера «Предсказуемая иррациональность» и профессору поведенческой экономики в Университете Дьюка. Далее следует его взгляд на проблему.

Во-первых, львиная доля того, о чем мы слышим от знатоков, — это стандартная экономическая теория. Стандартная и поведенческая экономика рассматривают одни и те же вопросы и явления, такие как проблема выбора, влияние вознаграждений, роль информации и т. д. Однако бихевиористкая модель экономики, в отличие от стандартной, изначально предполагает, что люди по своей природе иррациональны. Мы учитываем, как они ведут себя в реальности, и делаем это отправной точкой наших исследований.

В результате поведенческая экономическая теория обычно приходит к совершенно другим выводам относительно логики и воздействия любых факторов, начиная от ипотечных кредитов и банковских вкладов и заканчивая медицинским страхованием (причем речь идет как об отдельно взятом человеке, так и о бизнесе).

Во-вторых, рынок не всегда исправляет наши ошибки! Многие полагают, что, когда люди совершают разного рода просчеты, в рыночных условиях они в конечном счете друг друга компенсируют. На что поведенческая экономика возражает, что разные люди склонны допускать одни и те же ошибки, и эти индивидуальные ошибки могут на рынке накапливаться и оказывать суммарное воздействие.

Читайте материал по теме: Во что превратился капитализм в XXI веке

В качестве примера разберем ипотечный кризис конца нулевых. Рынок способствовал усилению негативного влияния неверных шагов. Значительное число людей прибегли к одному и тому же ошибочному решению, и рынок этих решений привел нас к той ситуации, в которой оказалась экономика.

Раздавая ипотечные кредиты, банкиры исходили из того, что их клиенты не захотят терять приобретенную недвижимость и будут вести себя соответствующим образом. Первое предположение было верным. Второе — нет. Потребители не знали, что делать, чтобы не утратить право собственности на свои дома.

Во-первых, крайне нелегко рассчитать оптимальный размер ипотеки. Во-вторых, банки начали предлагать кредиты с временной возможностью выплаты исключительно процентов. И хотя такого рода схема допускает высокую гибкость при расчетах, однако, с моей точки зрения, она была бы хороша, только если бы люди всегда были рациональны. Увы, это совсем не так.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Вместо того чтобы определять оптимальную сумму, которую следует взять в кредит, банки и ипотечные калькуляторы сообщали максимальную сумму, на которую заемщик может рассчитывать. Предположим, банк предлагает клиенту до $400 000 по обычной схеме кредитования или до $650 000, но с первоначальной выплатой исключительно процентов. Какое решение примет среднестатистический потребитель? Ограничится ли он разумным вариантом — взять $400 000 по второй схеме и тем самым обеспечить себе гибкость при погашении ипотеки или же все-таки он захочет получить всю доступную сумму?

К сожалению, во многих случаях люди занимают деньги по максимуму, потому что не могут рассчитать наиболее рациональную сумму кредита. При этом они лишают себя возможности маневра и намного повышают свои риски на рынке недвижимости.

С точки зрения поведенческой экономики, люди склонны к ошибкам и ограничены в возможностях, но при этом изобретательны и легко адаптируются. Например, мы делаем стулья, обувь и автомобили, чтобы дополнить и увеличить наши физические возможности. Если бы мы направили нашу творческую энергию на вещи, понимание которых не соответствует нашим интеллектуальным ресурсам (например: страховые полисы, системы пенсионного обеспечения и медицинского страхования), мы, безусловно, смогли бы создать более эффективные инструменты.

В этом и состоит основная мысль поведенческой экономики: поняв наши слабости и ограничения, мы можем попытаться их исправить и изменить мир к лучшему.

МГ: Спасибо, Дэн!

Читайте по теме: