Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как слушать, когда кто-то изливает душу

Марк Гоулстон

Предупреждение: скорее всего, вам не стоит читать этот текст перед обедом.

Я до сих пор помню, как, будучи студентом медицинского института, я впервые принимал пациента с абсцессом (или, попросту говоря, нарывом). Мы называли эту процедуру «Н.Д.», что означало «надрез и дренаж» (я ведь предупреждал, чтобы вы не читали это непосредственно перед приемом пищи).

Когда вы проводите процедуру «надрез и дренаж», первым делом вы находите самую выпуклую и выступающую часть нарыва, протираете ее спиртом, а затем протыкаете скальпелем. В этот момент из него начинает выходить гной, а потом, возможно, и кровь. После процедуры вы можете прописать пациенту курс антибиотиков. Со временем рана заживает изнутри и снаружи. Если же вы вначале не проведете дренаж абсцесса, а сразу начнете лечение с антибиотиков, оставшийся внутри гной не позволит ране зажить.

Сегодня я практикующий бизнес-психолог и советник генерального директора, и мне не раз приходилось замечать, что, когда вы сталкиваетесь с расстроенным покупателем, клиентом, работником, акционером, ребенком, партнером или другом, вы на самом деле можете почувствовать, что они как будто «набухают» эмоциями и могут в любую минуту взорваться. Вашей инстинктивной и интуитивной реакцией может быть попытка их успокоить, посоветовать расслабиться, сказать, что такие пустяки не стоят того, чтобы так из-за них расстраиваться. И время от времени такой подход срабатывает. Но в тех случаях, когда люди действительно сильно расстроены, вам может понадобиться провести дренаж их эмоционального нарыва, в точности так, как вы поступили бы с нарывом физическим. В таких ситуациях просить людей успокоиться, пока они не выговорились и не излили душу, будет не более мудрым решением, чем прописать пациенту с абсцессом антибиотики, не прочистив его рану.

Тем не менее многие люди понятия не имеют, как нужно слушать, когда кто-то изливает душу. Как правило, они прибегают к одному из двух вариантов поведения. Вариант номер один — прервать человека и немедленно дать ему совет, но это не то же самое, что выслушать его, и человек, пытающийся излить вам душу, вполне может среагировать на ваши советы криками «Просто послушайте меня! Не надо мне говорить, что надо делать!». Вариант номер два (обычно к нему прибегают после первого варианта) — это противоположная крайность: молча сидеть и ждать, когда все закончится. Но таким способом вы не поможете человеку выговориться и осуществить дренаж его негативных эмоций. Как следствие, он будет чувствовать себя не лучше, чем если бы излил душу перед собакой.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте