Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 лет работы на одном месте: что дальше?

Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

На новой работе мы обычно беремся за дело с большим рвением, с желанием показать себя. Работаем изо всех сил, заражаем своей страстью других и благодаря такому энтузиазму вскоре выбиваемся наверх.

Но потом работа становится однообразной, обыденной. Страсть притупляется, работа превращается в отбывание повинности. И вот уже руководитель, который поначалу был так увлечен собственной карьерой, оказывается заложником «ежедневной тюрьмы». Он является на работу — за ним словно бы запирают дверь камеры, и он попадает в зону, где мотивация, интерес и продуктивность намного ниже, чем следовало бы.

Чтобы разобраться в этом феномене, мы проанализировали данные по 970 сотрудникам одной организации. Все они в возрасте от 35 до 44 лет (тот самый период, когда наступает кризис среднего возраста) — и все оценивают свой уровень вовлеченности на работе как «ниже 10%».

Чем эти «отбывающие срок» отличаются от своих коллег?

  • 1. По сравнению с общим распределением по компании в этой группе чуть меньше мужчин (-3,7%) и чуть больше женщин (+2,4%).
  • 2. Здесь также меньше обладателей только школьных аттестатов (-5,9%), больше бакалавров (+2,5%) и людей с дипломами более высокого уровня (+2,2%).
  • 3. 30% недовольных проработали в фирме от 5 до 10 лет; 36% от 10 до 20 лет, но эта выборка охватывает все уровни и позиции в организации, в том числе высшее руководство, и мы обнаружили «узников» с самым разным стажем работы. Трое руководителей отбывали срок вместе со своими помощниками.
  • Что терзает этих людей? Мы проанализировали, какие пункты в опросниках вызывали у них наиболее сильную негативную реакцию, и выявили восемь ключевых факторов. Перечисляем их от наиболее значимого к наименее.

    1. Нет причин гордиться своей компанией. Основная причина неудовлетворенности — фирма дурно обращается с клиентами, и сотрудник из-за этого теряет веру в свою работу и перестает гордиться ею. Такие люди не станут звать в нее друзей, да и сами подумывают уволиться.
    2. Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой
    3. Недостаток признания и похвалы. Это чувство разделяют не только сотрудники, которые сами старались изо всех сил и не были отмечены, но и те, кто видит, что в этом месте вообще никого не отмечают.
    4. Мало смысла и профессионального вызова в работе. Иногда работа поначалу кажется интересной, но после многочисленных повторов становится монотонной и скучной. Негде развернуться талантам и навыкам, человек не видит себе применения. Дни идут, а ничего существенного сделать не удается. В такой ситуации уже и не думается о дальнейшей карьере.
    5. Нежелание выходить за пределы стандартных требований. Каждый день человек принимает решение: выполнять ли тот минимум работы, который необходим по должности, сделать ли чуть больше или же вложиться на все 100%? Неудивительно, что люди с низкой вовлеченностью отказываются приложить больше сил. Некоторые оправдываются соображением: «Я от компании почти ничего не получаю, вот и буду работать по минимуму». Попросту говоря, досада накапливается, и в итоге люди перестают работать.
    6. Ощущение, что с ними обращаются несправедливо. Когда человек долго выполняет монотонную работу, он приходит к выводу, что ему ничего не перепадает, а другие незаслуженно пользуются привилегиями. От этой мысли человек ожесточается, а порой даже проявляет агрессию.
    7. Беспомощность. Сотрудник видит, что с ним не просто обращаются несправедливо, но еще и не прислушиваются к его мнению. Он беспомощен, у него нет в этой организации ни влияния, ни сторонников. Он просто ничто и никто.
    8. Компания не ценит и не поощряет командную работу, взаимное доверие, разнообразие. С точки зрения этих специалистов, повседневная действительность в фирме не соответствует обещаниям.
    9. Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y
    10. Мало возможностей для роста и развития. Эта группа недовольных чувствует себя парой измученных и изработавшихся рук. Другие члены коллектива развиваются, приобретают новые знания, но они застряли на одном месте, на одной позиции.

    Мы ожидали, что многие факторы совпадут с данными более раннего исследования, в котором мы проверяли отзывы о 320 тыс. сотрудников множества организаций и убедились, что несчастнее всего чувствуют себя специалисты среднего уровня, проработавшие на одном месте от 5 до 10 лет.

    Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте