Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Влияют ли деньги на мотивацию?

Томас Чаморро-Премузик

Сколько люди должны зарабатывать? Даже при условии неограниченных ресурсов назвать идеальную зарплату было бы непростым делом. Интуиция подсказывает нам, что чем выше оплата, тем лучше будут результаты труда. Но научные факты говорят о том, что связь между вознаграждением, мотивацией и эффективностью гораздо сложнее, чем кажется. Более того, исследователи утверждают, что, даже если позволить людям самим решать, сколько они должны зарабатывать, по всей вероятности, они не будут больше любить свою работу.

Даже те, кто настаивает на мотивационном воздействии денег, готовы принять тот факт, что одного денежного вознаграждения недостаточно. Основной вопрос таков: делают ли деньги работу более приятной? Или же высокие зарплаты в реальности могут демотивировать?

Начнем с первого вопроса: делают ли нас деньги более заинтересованными в том, чем мы занимаемся? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос — метаанализ, сделанный Тимом Джаджем и его коллегами. Они изучили научные работы за 120 лет и синтезировали результаты 92 количественных исследований. Все данные, принятые ими во внимание, охватывали 15 тыс. человек и 115 корреляционных коэффициентов.

Результаты указывают на то, что связь между величиной зарплаты и удовлетворением от работы весьма слаба. Заявленная в исследовании корреляция (r = .14) показывает, что множество данных уровня оплаты и удовлетворения от работы пересекаются лишь в 2% случаев. Более того, корреляция между размером зарплаты и удовлетворенностью оплатой труда была ненамного сильнее (r = .22 или 4,8%). Это говорит о том, что удовлетворение зарплатой в основном не зависит от ее реального размера.

Кроме того, сравнение положения дел в разных культурах показало, что соотношение между зарплатой и удовлетворением от работы и ее оплатой является практически одинаковым в разных странах (например, не обнаружено существенной разницы между США, Индией, Австралией, Британией и Тайванем).

Похожая модель вырисовывается и в итоге проведенных авторами сравнений разных групп. Вот слова самих ученых: «Половина исследуемых с более высокой зарплатой показали такой же уровень удовлетворенности от работы, как и те, кто принадлежит к 50% более низкооплачиваемых сотрудников». Это соответствует и «Исследованию вовлеченности», проведенному компанией Gallup, в котором говорится, что нет значимой разницы в вовлеченности персонала в зависимости от уровня оплаты их труда. Данные Gallup основаны на опросах 1,4 млн работников из 192 организаций, 49 отраслей и 34 стран.

Читайте материал по теме: Социальное давление мотивирует лучше, чем деньги

Эти результаты влекут за собой важные выводы для управленцев: если мы хотим, чтобы люди больше болели за дело, очевидно, что деньги не помогут. Напротив, если нам нужно, чтобы сотрудники были довольны своей зарплатой, секрет явно не в деньгах. Еще короче: деньги не купят искреннюю заинтересованность людей в успехе дела.

Но это не отвечает на второй вопрос: могут ли деньги привести к обратному результату, а именно: демотивировать? Некоторые ученые утверждают — это возможно: между внешней и внутренней мотивацией существует естественное противостояние — и финансовое вознаграждение может в конце концов подавить или вытеснить наши внутренние мотивы (например, наслаждение, чистое любопытство, стремление к обучению или «спортивный интерес»).

Несмотря на огромное количество лабораторных экспериментов, проведенных для проверки данного утверждения (под называнием «эффект избыточного оправдания»), до сих пор нет консенсуса по вопросу о том, до какой степени более высокая оплата способна демотивировать. Однако особого внимания заслуживают две статьи на эту тему.

Первая — классический метаанализ Эдварда Деци и его коллег. Авторы синтезировали результаты 128 экспериментов. Результаты подчеркивают устойчивое отрицательное воздействие поощрений — от зефира до долларов — на внутреннюю мотивацию. Эти воздействия особенно ощущались тогда, когда рабочие задачи были интересными и приятными, а не скучными и бессмысленными.

Говоря более конкретно, при каждом стандартном отклонении в сторону увеличения вознаграждения внутренняя мотивация для выполнения интересных заданий падает на 25%. Когда поощрение материально и предсказуемо (если испытуемые знают заранее, какую дополнительную оплату они получат), внутренняя мотивация снижается на 36%. (Важно, что, по мнению некоторых, для неинтересных заданий внешняя награда (например, те же деньги) все-таки повышает мотивацию. Смотри метаанализ группы ученых под руководством Джуди Кэмерон ). Деци и его коллеги сделали вывод, что «стратегии, преимущественно сосредоточенные на использовании внешних поощрений, в реальности включают в себя серьезный риск снизить, а не увеличить внутреннюю мотивацию».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте