Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3 принципа повышения креативности

Томас Чаморро-Премузик

Конечно, мы все переживаем подъемы и спады, но и изначальный уровень творческой активности у каждого свой. Мы вправе предположить, что Джон Колтрейн круче Джастина Бибера, а Леонардо да Винчи куда креативнее Джорджа Буша. И в мире бизнеса мало кто надеется достигнуть высот Стива Джобса, Джеффа Безоса, Ричарда Брэнсона или создать компании, подобные тем, какие создали они.

Но возможно ли пробудить в человеке креативность?

С одной стороны, изменить природные данные трудно. Уровень креативности зависит от личных качеств, таких как любознательность, открытость новому опыту, готовность прокладывать непривычные пути, а они формируются к началу взрослой поры жизни. У креативных людей отмечается также более высокий IQ и сниженное латентное сдерживание, то есть они не способны подавлять не относящиеся к делу или неуместные мысли, и эти мысли превращаются в сырье для творческих идей.

Недавние исследования показали, что ключевые элементы креативности зависят еще и от сферы деятельности: в искусстве не так важен IQ, как стремление к красоте, фантазия, живое воображение; ученому полезнее всего умение думать и рассуждать и стремление к истине; бизнесмен полагается на эмоциональный интеллект и экстравертность, потому что инновации в значительной степени зависят от вашей способности продать кому-то свою идею.

Итак, креативность можно изменить лишь в некоторых пределах, заданных особенностями психотипа личности, и все же ее можно укрепить правильными мерами, особенно если действовать терпеливо на протяжении долгого времени. Генетические исследования показали, что творческий потенциал лишь на 10% определяется наследственностью, так что есть где развернуться.

Вот основные факторы, которые следует учитывать коучу для повышения креативности.

Побольше критики. Большинство людей не столь креативны, как им кажется, а потому коучинг начинается с критики, особенно если ваш подопечный склонен к нарциссизму — он или она раздувает самооценку и представление о собственных силах до нереалистических размеров. Критика помогает личности преодолеть разрыв между самоуверенностью и реальной компетентностью. Сотрудники, готовые выслушать критику, показывают лучшие результаты, чем их коллеги. И напротив, человек, глухой к критике, креативен только в собственном воображении.

Читайте материал по теме: Офис без границ — хроника удавшегося эксперимента

Тренинг креативного мышления. Существуют упражнения, активизирующие креативное мышление. Например, человека можно научить замечать новые идеи, обсуждать сложные задачи, искать знания за пределами привычного опыта, сочетать несочетаемое. «Инкубаторы» столь успешны именно потому, что сочетают многие из перечисленных приемов (вырывают человека из привычной среды, переключают его на новые задачи, заставляют посмотреть на дело с другой стороны и т. д.). Даже небольшие отклонения в повседневной рутине могут положительно сказаться на креативности — например, если менять маршрут по дороге на работу или найти себе новое хобби.

Медитация и релаксация также повышают уровень творческой деятельности, отчасти потому, что создают благоприятный настрой. Обзор почти 600 исследований показывает, что медитация, в том числе осознанность, улучшает креативность столь же эффективно, как психотерапевтические методы, общее самочувствие, то есть улучшаются не только релаксация и общее настроение. Управленцы могут повысить креативность, приучая к медитации и релаксации не только подчиненных, но и самих себя: чем более осознанно и спокойно они будут руководить, тем более научатся ценить и вознаграждать креативные идеи.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте