Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Убедительность речей преимущественно зависит от слушающего

Томас Чаморро-Премузик

Дейл Карнеги однажды заметил, что единственный способ заставить кого-либо сделать что-либо — это добиться того, чтобы он захотел это сделать. Поэтому любое убеждение в конце концов сводится к самоубеждению. Даже если я приставлю вам пистолет к виску, у вас по-прежнему будет оставаться свобода выбора (хотя, разумеется, несколько ограниченная).

Научный мета-анализ показывает, что нас гораздо легче сподвигнуть на что-то, когда просьба соответствует нашим убеждениям, нашему представлению о самом себе и будущих целях. Другими словами, людей легко убедить поступить так, как они, в общем-то, и раньше хотели поступить. Как сказал французский философ Блез Паскаль: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

При всем при том совершенно очевидно, что некоторым из нас лучше других удается убеждать людей в своей правоте. Эти харизматические, поднаторевшие в дипломатии и общественных связях индивидуумы обычно пользуются большой популярностью в качестве продавцов, менеджеров и руководителей всех мастей. Благодаря высокому уровню эмоционального интеллекта им удается лучше «читать» в сердцах окружающих и использовать полученное интуитивное знание для влияния на чужие мысли и поступки. А поскольку у них получается выглядеть более аутентичными по сравнению с коллегами, мы склонны им больше доверять — до такой степени, что готовы переложить на них принятие некоторых собственных решений. Именно это большинство людей хочет (но не всегда получает) от своих политиков.

И в то же время вполне возможно, что мы приписываем этим мнимым мастерам убеждения больше могущества, чем они заслуживают. На самом деле огромное количество психологических исследований говорит о том, что главную роль в убеждении играет принимающая сторона (опять-таки подтверждение мнения Дейла Карнеги). На того, кто убеждает, в среднем приходится менее 10% эффекта. Каковы же тогда главные психологические факторы, объясняющие, при каких обстоятельствах и почему мы склонны поддаваться уговорам? Вот вам научные факты.

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Мы поддаемся убеждению, поскольку с трудом переносим неопределенность. И действительно, у нас есть потребность в развязке — т.е. желание сохранять внутреннюю цельность, гармонию между ценностями и поведением в разных жизненных сферах. Эта потребность может вызвать быстрые смены настроения и мощную уверенность в том, какое действие нужно предпринять. Например, проводящие собеседование специалисты дают более низкую оценку кандидатов, о которых у них заранее была какая-либо отрицательная информация. А еще большинство людей резко меняют свое мнение о какой-либо идее, если узнают, что ее предложил человек, который им неприятен. Подобным образом наше подсознание требует от нас последовательности и часто заставляет нас не поддаваться на уговоры, даже если в них приводятся неоспоримые аргументы. Например, руководители склонны замечать меньше ошибок у тех сотрудников, которых они лично наняли на работу — ведь альтернативой было бы признать собственную ошибку и почувствовать себя идиотом. Суть в том, что наша склонность менять свое мнение больше зависит от нашего самоощущения, чем от нашего впечатления от услышанного. Как сказал Ницше: «Один придерживается некоего мнения, поскольку гордится, что пришел к нему самостоятельно, а другой — поскольку потратил много усилий на то, чтобы понять его, и гордится этим. В конце концов оба делают это из тщеславия».

Мы склонны считать других более легковерными, чем мы сами. Этот так называемый «эффект третьего лица» давно доказан и предполагает следующее. Нам приятно думать, что мы более независимы, чем окружающие, и это повышает нашу самооценку. Но эта же мысль приводит нас к самообману. Соответственно, мы более склонны замечать «пропаганду», когда она направлена на других, а не на нас самих. Даже когда ученые объясняют все это простым смертным, большинство из них продолжают думать о самих себе, что они менее доверчивы, чем все остальные (что похоже на любую другую уверенность в собственном превосходстве).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте