Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа уничтожить креативность своей команды

Дэвид Буркус

Есть множество мифов и заблуждений по поводу того, как рождаются творческие идеи и как стимулировать и взращивать креативность в коллективе. Из-за этого даже самые благонамеренные руководители могут случайно задушить творчество в своей команде, когда она наиболее всего в нем нуждается.

Если ваши люди пытаются решить какую-то проблему, придумать новый продукт или идею для проекта, возможно, вы, сами того не желая, подавляете в своих людях творческие порывы. Вот три самых распространенных действия, которые имеют вредные последствия.

  • Тратить слишком много времени на мозговой штурм. О достоинствах и недостатках мозгового штурма появляется все больше литературы, где эксперты с обеих сторон яростно доказывают свою правоту. Большинство из этих аргументов оставляют в стороне главное: обычная практика мозгового штурма представляет из себя лишь один шаг в обширном творческом процессе (обычно этот шаг называется расходящимся мышлением). Исследователи разработали целый ряд различных моделей творческого процесса, от метода творческого решения проблем Осборна-Парнеса до дизайн-мышления. У всех этих методик есть некоторые общие стадии, и мозговой штурм — лишь одна из них. Ведь для того, чтобы расходящееся мышление могло принести хоть какие-то плоды, вашей команде нужно сначала тщательно исследовать проблему и убедиться, что на мозговой штурм вынесен правильный вопрос. А за расходящимся мышлением обязательно следует сходящееся, когда все идеи соединяются и сортируются таким образом, чтобы вывести небольшое количество наиболее адекватных ответов — чтобы затем выработать прототипы, протестировать и отточить решение. Но если все ваше творчество заключается в том, чтобы собрать команду в одной комнате и заполнить путанной писаниной доску, то вы глубоко ошибаетесь.
  • Читайте материал по теме: Офис как место для тусовки

  • Слишком заботиться о сплоченности. Если вы — лидер коллектива, выстраивание отношений — один из ваших главных приоритетов. Старая добрая модель развития групп Такмена уделяет особое внимание трем стадиям жизни группы — формирование, шторм, нормализация. Посмотрев на подобные модели, легко прийти к выводу, что сплоченность и дружный коллектив и есть главная цель. Но оказывается, что, когда речь идет о креативности, в самых лучших командах люди нередко (а порой даже часто) спорят. Структурированный, направленный на решение конкретной задачи конфликт может быть сигналом того, что в группу поступают на проверку новые идеи. Если все в вашей команде согласны друг с другом, это может свидетельствовать о самоцензуре или, что еще хуже, об отсутствии каких-либо идей вообще. Исследования показывают, что те группы, которые отказываются от правил традиционного мозгового штурма и обсуждают разные мысли по мере поступления, в результате получают более высокое количество и качество идей. Вам как лидеру может казаться, что ваша работа — разнимать дерущихся, но не бойтесь иногда поступать как рефери на боксерском ринге: позволяйте битвы за идеи, только следите за тем, чтобы бой шел по правилам и не переходил на личности.
  • Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте