Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему будущее социальных наук за частными компаниями

Майкл Шрейдж

Nullius in Verba — ни на чьи слова не полагайся — таков девиз Королевского научного общества. Убеждать можно лишь доказательством, а не авторитетом. И потому, когда группа психологов всерьез взялась за академические исследования, вся эта научная отрасль была сотрясена до основания. Проект «Reproducibility Project» выявил, что из ста высококлассных экспериментов, результаты которых публиковались в специальных журналах, удается воспроизвести результаты менее 40%. Один из таких опытов, который не удалось верифицировать повторением, доказывал, что если убедить человека в отсутствии свободной воли, он проявит большую склонность к мошенничеству. Другой эксперимент, также оказавшийся невоспроизводимым, проверял связь физической дистанции и эмоциональной близости: участники, которых просили соединить две далеко отстоящие точки, затем проявляли меньшую эмоциональную привязанность к членам своей семьи по сравнению с теми, кто соединял две соседние точки.

«Процент попаданий оказался ниже, чем я ожидал», — сказал стэнфордский психолог Джо Иоанидис в интервью the Atlantic. Его статья «Почему самые нашумевшие открытия оказываются ошибочными» («Why Most Published Research Findings Are False») послужила спусковым крючком для Reproducibility Project. Профессор признавался: «Мне жаль, что мои опасения подтвердились. Лучше бы мы доказали их ошибочность».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте