Прочее

Корпоративная социальная ответственность: молчать или говорить?

Галия Сайфутдинова

Зачастую между руководителями компаний и маркетологами возникают споры, касающиеся того, надо ли распространять информацию о благотворительной деятельности. И речь даже не о вопросе, поднятом 45 лет назад Милтоном Фридманом — что считать социальной ответственностью для бизнеса и есть ли в принципе смысл корпорациям заботиться о благе окружающих. Допустим, здесь мы для себя все решили, Фридман нас не убедил, и мы хотим заниматься благотворительностью. Основная претензия, которая звучит в подобных обсуждениях, сформулирована примерно так: «В молчании должно добро твориться».

И меня очень интересует: а почему? Почему российское сознание так негативно реагирует на любые публичные действия, направленные на благо общества?

В принципе, мне понятны истоки такого поведения. Очевидно, что они коренятся в многолетнем партийном лицемерии, с которым мы привыкли сталкиваться во времена Советского Союза и которое иногда продолжаем видеть и теперь. Но такое неприятие любых позитивных общественных инициатив не всегда является разумным и нормальным. Ведь оно действует само по себе разрушающе на людей и общество в целом.

Мы так спокойно реагируем на недостойные поступки — любые, от вышвырнутой в окно автомобиля обертки до дачи взятки, но в штыки встречаем попытку рассказать о добром деле. Почему мы «по умолчанию» не верим в то, что это действие могло быть совершено бескорыстно? И даже если оно совершено по каким-то корыстным мотивам, станет ли оно от этого хуже? Какая разница, из каких побуждений депутат голосует против недостойного законопроекта? Он-то поступает как должно. И разве изменится качество игрушек, переданных в детский дом компанией, если последняя совершила эту покупку для того, чтобы получить налоговые преимущества? Да, на благотворительности можно заработать, но от этого результат наших действий не изменится.

Откуда в наших душах эта темная достоевщина: человек плох, и вы тоже плохие, и я вам это докажу… Стоит ли брать на себя роль судьи и надо ли судить о человеке по его мотивам? Ведь для нас человек измеряется поступками. Храбр тот, кто поступает храбро, добр тот, кто творит добро.

Что есть мужество, как не преодоление страха? Быть смелым — не значит не бояться пуль и снарядов. Быть смелым — значит с трясущимися руками и клацающими зубами сделать шаг навстречу врагу.

Героизм не означает бессмертия и неуязвимости. Это всего лишь преодоление своей исконной сущности. Вспомните то, что Юрий Лотман говорил о поколении войны 1812 года и декабристах. Эти мальчики играли в Гракхов и Ахиллов, они были тщеславны, они рисовались перед зрителем в жизни и на поле боя. Они вели себя как герои. И они стали героями.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте